Терминариум

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

      

Галактика — гигантская звездная система, которая является основным структурным элементом метагалактики и включает в себя от 107 до 1013 звезд. Наша гелиосфера – всего лишь одна из двухсот миллиардов звезд, составляющих одну из миллиардов таких галактик – Млечный Путь.

Галлюцинация — несоответствие психического опыта физическому, т.е. такое чисто субъективное переживание, которое «не обладает действительной общезначимостью». Допустим, «вы имеете зрительный ряд элементов, но тактильного совсем нет, и не можете получить, т.е. вы видите человека, но при его ощупывании не получаете никаких осязательных ощущений – ни сопротивления, ни тепла; в таком случае это вовсе не человек, а привидение или какая-нибудь оптическая иллюзия. Вы слышите речь человека, но, несмотря на наличие всех обычных условий для восприятия соответственного зрительного ряда, не получаете его или получаете ряд с совершенно иными отношениями; в таком случае это опять-таки не человек, а галлюцинация слуха или, может быть, фонограф». Как правило, «свои галлюцинации человек относит сначала к внешнему миру; но последующий опыт убеждает его, что эти явления зависели всецело от особого преходящего состояния его нервной системы, и тогда он относит их уже к психическому миру. Если человек не настолько образован, чтобы установить эту форму зависимости, как это часто бывает у неразвитых людей по отношению к галлюцинациям, то явление, несмотря на всю свою неустойчивость, будет отнесено к “внешнему” миру – галлюцинация будет понята как “привидение” или “дух”, вообще, как тело, хотя и с особенными свойствами (слово “дух” не должно вводить здесь в заблуждение, “дух” фетишиста есть отнюдь не “психическое” в научном смысле)» [Эмпириомонизм, с. 21, 9, 11].

Гармонизатор вселенной — это «вечно разрушающий Шива», т.е. катаподбор, уничтожающий во всяком возникающем противоречии его слабую сторону и устраняющий при этом само противоречие.

Гармонизация — увеличение связности системы за счет образования дополнительных связей и «уменьшения внутренних дезингрессий», что «позволяет в более значительном масштабе преодолевать разрушительно направленные активности сопротивления среды» [Тектология, кн. 2, с. 274]. Всеобщую роль гармонизации как всей мировой среды, так и отдельной системы выполняет отрицательный подбор. Как свидетельствует эмпирия, универсальный регуляторподбор – имеет две тенденции, одну из которых выражает положительный подбор, а другую – отрицательный; при этом каждый из них действует тоже по двум направлениям: положительная тенденция положительного подбора – рост суммарной активности системы, его отрицательная тенденция – рост системных противоречий, отрицательная тенденция отрицательного подбора – уменьшение суммарной активности системы, а положительная – устранение противоречий в системе, т.е. ее гармонизация. Гармонизирующая суть этой тенденции заключается в том, что отрицательный подбор разрушает «в наибольшей мере то, что наименее жизнеспособно и наиболее противоречиво»: он обнаруживает и обостряет те скрытые противоречия, которые создает и развивает положительный подбор. Если в какой-либо системе под действием положительного подбора сохраняются «отжившие» элементы, то они понижают ее суммарную активность, хотя понижение это и незаметно на фоне общего значительного повышения суммарной активности, «вызываемом благоприятными соотношениями среды. Но если такое повышение прекращается, условия среды становятся неблагоприятны и вызывают понижение энергии» системы, то постоянное понижающее ее суммарную активность «влияние “отживших” элементов уже ничем не маскируется и выступает явно, присоединяясь к действию неблагоприятных внешних условий». Отрицательный подбор, угнетая систему со всех сторон, суживает ее развитие по всей линии, но «при обычной, не слишком большой интенсивности подбора» погибают только некоторые части системы, «наименее устойчивые, наименее приспособленные к наличным условиям среды». Где существует противоречие, там влияние подбора глубже и сильнее, там его положительная тенденция направлена к тому, чтобы уничтожить наименее приспособленную из двух сторон противоречия, причем «само противоречие устраняется». Именно так отрицательный подбор гармонизирует внутреннее содержание системы, увеличивая тем самым возможности ее дальнейшего развития. Система «становится целостнее и гармоничнее, все лучшие и наиболее прочные и стойкие элементы развития свободнее могут развернуться, не встречая больше помехи со стороны элементов, отживших или негодных». Именно поэтому период отрицательного подбора, т.е. период гармонизации и «оздоровления» системы, становится исходной точкой ее нового развития, часто «гораздо более роскошного, чем то, которое ему предшествовало» [Эмпириомонизм, с. 258-260].

«Гармонисты» — всякие разномастные приверженцы концепции «гармонии интересов между капиталом и трудом», например, брентанисты – адепты школы Л. Брентано, проповедующей отказ от классовой борьбы, стремящейся «доказать коренное единство интересов труда и капитала, и вообще благодетельность капитализма для рабочих», причем «для этого доказательства брентанисты использовали даже те улучшения и выгоды, которых пролетариат фактически добился борьбою против капитала» [Падение великого фетишизма, с. 132].

Гармоничная система (беспаразитарная система) — это система арогенично комплементарных комплексов, проще говоря, «система всеобщего сотрудничества» [Из психологии общества, с. 273]. Главным организационным принципом такой системы является принцип коэволюции.

Гармоничность — организационное соответствие разных сторон развития системы, свойственное структурному прогрессу. Однако такое соответствие не следует понимать в смысле простой пропорциональности: например, при удвоении работы мускулов требуется не удвоение работы пищеварительных органов, а меньше, но, возможно, больше, чем удвоение нервных затрат. Более того, «иногда даже необходимо, чтобы с усилением группировки A происходило уменьшение или ослабление группировки B»: например, «значительному развитию головного мозга тектологически соответствует отнюдь не утолщение черепных костей и не укрепление их швов, а совершенно обратные изменения» [Тектология, кн. 2, с. 275].

Гармония — это такое «соответствие частей между собой и с целым» [Тектология, кн. 1, с. 113], которое есть «примирение противоречий, а не простое их отсутствие, объединение разнообразного, а не простое однообразие» [Вопросы социализма, с. 31]; причем оно «никогда не дается первично», а «получается только как результат развития» [Эмпириомонизм, с. 266].

«Гармония сфер» — это известная пифагорейская модель мира, которую тектология переосмысливает как суперсистему цепной эгрессивной бирегуляции бесконечно разнообразных и бесчисленных циклических процессов, иначе говоря, как суперцикл модулированных колебаний, т.е. в виде матрешечной системы модуляций.

Гегельянство — «умозрительный идеализм» на базе формальной диалектики, организованный ее логическими законами в одну единую универсального масштаба эстетически совершенную «архитектурную схему мирового процесса, одинаково охватывающую его целое и отдельные его части, стороны, ступени» [Тектология, кн. 2, с. 267].

Гедонический подбор (от греч. ηδονή – удовольствие, приятность) — регулирующий развитие психики подбор, непосредственно выраженный психическим коррелятом всех наличествующих в поле сознания психических комплексов, т.е. их общим чувственным тоном, который при положительном подборе есть чувство удовольствия, а при отрицательном – чувство страдания. В первом случае функция гедонического подбора сохраняющая и усиливающая, а во втором – ослабляющая и разрушающая; иначе говоря, «психические комплексы и их ассоциативные группировки, выступающие в чувственном тоне “приятного”, удерживаются в психике, возрастают в своей яркости и интенсивности», а «комплексы и группировки с отрицательным чувственным тоном, окраской “неприятного”, обнаруживают тенденцию к устранению из психики, к уменьшению яркости и интенсивности, к ослаблению своих связей, ко все более трудному и менее полному воспроизведению в сознании». В зависимости от того, какой чувственный тон доминирует в поле сознания, преобладает та или иная тенденция, причем тем сильнее, чем он интенсивнее. Существует еще и нейтральный чувственный тон с «окраской аффективного безразличия», но он существует «именно как равновесие положительного и отрицательного чувственного тона, соединенных в одном комплексе или в одном поле сознания; причем это равновесие или “нейтральность” никогда не бывает полной, а всегда является только приблизительной». Психический коррелят положительного подбора – приятные ощущения, которые «оживляют» сознание, «увеличивая богатство образов и разнообразие их комбинаций», а отрицательного подбора – неприятные ощущения, особенно страдания, которые «суживают жизнь психики: поле сознания становится беднее, ассоциации в нем однообразнее». Первое из этих состояний известно как макропсихия, т.е. расширение души, а второе – как микропсихия, т.е. уменьшение, сужение души. В рамках нормальной жизни, когда гедонический подбор «еще не делается разрушительным для системы, чем он интенсивнее, тем более повышается выработанность психики, или ее организованность: под действием положительного подбора – в сторону богатства и разнообразия психического содержания; под действием отрицательного – в сторону простоты и прочности связей, стройности и устойчивости этого содержания. Другими словами, в этих пределах чем энергичнее и напряженнее жизнь чувства, тем выше при прочих равных условиях тип психики» [Тектология, кн. 2, с. 180-182].

Гелертер — «книгоед»-субантроп, «книжный червь», знаток личной библиотеки, «сухарь»-начетчик, т.е. совершенно оторванный от жизни схоласт-рассуждатель, чья кабинетная ученость не соответствует реалиям и которого, с тектологической точки зрения, следует причислить к представителям эйдовампиризма.

Гелиоактивность — определенная активность гелиосферы, учитываемая в том или ином конкретном научном исследовании, например: гравитационная, ядерная, термоядерная, электромагнитная, нейтринная, плазменная и т.д.

Гелиоантропосферный синхронизм — способ адаптации антропосферы к внешней среде, при котором энергетическая кривая социогенеза дублирует кривую гелиоциклов.

Гелиогеогравитация (от греч. ήλιος – солнце, γη – земля и лат. gravitas – тяжесть) — «постоянная связь взаимного притяжения» между гелио- и геосферой, которую тектология классифицирует как асимметричную ингрессию, т.е. рассматривает как ингрессию с необратимой связью, а «силу», действующую между ними, – как «познавательное выражение объективной связки обоих комплексов» [Тектология, кн. 2, с. 100].

Гелиогеодесмос (от греч. ήλιος – солнце, γη – земля и δεσμός – связь)эгрессивная связь между гелио- и геосферными процессами, которая согласно третьему закону Богданова взаимна, но вследствие ничтожно малой величины геоактивности по сравнению с гелиоактивностью в научных исследованиях воздействием геосферы на гелиосферу, как правило, пренебрегают.

Гелиопауза — плазменная тектологическая граница гелиосферы, т.е. область полной дезингрессии активности солнечного ветра и активности межзвездной плазмы.

Гелиосветимость — это полная энергия, излучаемая гелиосферой в единицу времени и равная 3,86·1033 эрг/с.

Гелиосистема — связанная тяготением эгрессивная система с мощным гравитационным центромгелиосферой и множеством периферийных комплексов – больших и малых планет, комет, метеоров, межпланетной пыли и нейтрального газа; проще говоря, наша Солнечная система, которая есть один из элементов, составляющих галактику Млечный Путь. Гелиосфера как структурный центр, определяющий связь и единство гелиосистемы, является не только центром ее гравитации, но одновременно и центром лучистой энергии, причем по отношению к этой форме мировых активностей вся гелиосистема в целом находится под действием отрицательного подбора: «они не накопляются, а растрачиваются, отнимаются эфирной средой» [Тектология, кн. 2, с. 107].

Гелиосфера — Солнце, центральный комплекс гелиосистемы, эгрессивный центр активностей тяготения, света и тепла. Помимо видимого светила – плазменного шара, в котором сосредоточено 99,866 % массы всей системы, – в гелиосферу входит и его плазменная оболочка – «солнечный ветер», поэтому тектологической границей гелиосферы является поверхность контакта солнечной плазмы с межзвездной. В центре гелиосферы температура около 16 миллионов градусов по Кельвину, которая поддерживается ядерными реакциями синтеза гелия и водорода, причем отсюда до поверхности светила электромагнитное излучение из-за многократного поглощения и переизлучения доходит за 1 миллион лет, а до нашей планеты, путь до которой в 200 раз больший, – за 8 минут.

Гелиотараксия (от греч. ήλιος – солнце и ταράσσω – волновать) — кризис взрывного типа в антропосфере, вызванный усилением гелиофактора, энергетическая добавка которого становится триггером в социальном процессе, протекающем в системе ложного равновесия. Согласно А.Л. Чижевскому гелиотараксия – это «мутационный момент в структурном изменении системы человеческих масс, когда ее количественные изменения вызывают изменения качественные», т.е. «та “точка кипения” человеческих масс, которая стоит на рубеже двух различных процессов: процесса накопления нервно-психической энергии под влиянием социальных раздражителей и процесса социального выражения этого накопления, т.е. статики и динамики масс» (Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М., 1995. С. 659).

Гелиотриггер — повышенный в сравнении со среднестатистическим уровнем приток солнечной энергии в геосферу, вызывающий в ее тектологически неравновесных системах кризис взрывного типа.

Гелиофакторактивность гелиосферы, в частности, ее воздействие на геосферу, т.е. на всю систему геофизических процессов, включая биологические и социальные. От величины этого воздействия зависит общее тектологическое состояние геосферы: его рост вызывает соответствующие геосферные возмущения, усиливая колебания электромагнитного поля в георезонаторе в пределах 0,1-100 Гц с амплитудным максимумом в интервале 8-16 Гц, совпадающим с диапазоном альфа-ритма электроэнцефалограммы человека. Другими словами, в цепной эгрессии «гелиосфера-геосфера-эгокомплекс» когерентом, т.е. общей связкой, является низкочастотный диапазон их общего электромагнитного поля 8-16 Гц.

Гелиоцикл — периодическое колебание солнечной активности с образованием пятен, число и суммарная площадь которых изменяются с периодом около 11,2 года (усредненный промежуток времени между соседними максимумами или минимумами), при этом период роста активности равен 4,2 года, а спада – 7 годам.

Гелиум (лат. helium – солнечное пространство, от греч. ήλιος – солнце) — мировая среда, охваченная той или иной гелиоактивностью (например, область космического пространства, «заметаемая» солнечным ветром или солнечной гравитацией), т.е. физическое пространство, занимаемое гелиосферой в космосе и ограниченное сферой действия либо всего комплекса ее активностей, либо одной выделенной, именно той, которая интересует исследователя. В обоих случаях пространственной границей гелиума служит тектологическая граница гелиосферы, определяемая относительно одной ее активности: в общем случае – это доминирующая во всем их совокупном комплексе, в частном – выделенная в конкретном исследовании.

 Гемотрансфузионный эффект — четыре момента, которые организационный анализ выделяет в качестве положительных и отрицательных последствий переливания крови: количественное возрастание жизнеспособности («когда крови недостаточно, она не может выполнять действительным образом своей жизненной функции; положение становится тяжелым при потере четвертой части ее объема, и быстро делается непоправимым при утрате около половины; пополнение переливанием восстанавливает функцию крови»); качественное возрастание жизнеспособности («яркие примеры – гемофилия, melaena новорожденных, когда внесение небольшого количества каких-то отсутствующих элементов сразу производит спасительную перемену в свертываемости крови»); динамическое повышение жизнеспособности («оно иллюстрируется лечением злокачественной анемии, когда небольшое количество перелитой крови помогает организму в короткое время воссоздать ее в значительно большем масштабе»); дезорганизационный момент («он обнаруживается в явлениях “несовместимости” крови»). Организационный параллелизм гемоконъюгации «с биологической конъюгацией очевиден, и a priori вполне понятен», поскольку «переливание крови представляет особый вид прививки: прямое смешение однородных тканей от разных особей». Однако «если сравнить применение конъюгации в природе и переливание крови в медицинской практике, то приходится отметить два важных несоответствия»: во-первых, «конъюгация живой плазмы в природе двусторонняя, основанная на взаимности между клетками-конъюгантами», а смешение крови «одностороннее, без всякой взаимности», и во-вторых, «конъюгация в природе разрешает задачу общего повышения жизнеспособности, если не всегда индивидуальной, то видовой», а «переливание крови пока ставило задачей лишь частное, парциальное повышение жизнеспособности организма, по отношению к тем или иным ненормальным условиям» [О физиологическом коллективизме, с. 90, 93-94].

Гемотрансфузияметод «непосредственного биофизического сотрудничества», суть которого заключается в том, чтобы за счет крови одного индивида «преодолевать количественную или качественную недостаточность крови» другого. Глубокий и «революционный смысл этого метода лежит в разрыве рамок физиологической индивидуальности, в поддержке одного организма жизненными элементами другого для борьбы против разрушающей стихийности». Природа давно «применяет сотрудничество аналогичного характера для поддержания видовой жизни: слияние клеток, связанное с размножением. Человек пытается внести “конъюгационный” метод в борьбу за сохранение индивидуальной жизни. Переливание крови есть одна из пластических операций этого рода (прививка кожи при обжогах, прививка щитовидной железы обезьян при зобе), но наиболее типичная и, главное, представляющая наибольшие возможности развития. Ибо кровь, вместе с лимфой, которая является начальной фазой ее развития, есть единственная жидкая, т.е. вполне подвижная, идеально-пластичная ткань организма. И в то же время кровь, при посредстве той же лимфы, общей среды для всех клеток организма, является основным жизненным источником во всем их обмене веществ и энергии. Она – носитель гормонов, которыми регулируются все равновесия организма, процессы роста и атрофии. Неслучайно момент смерти принято определять остановкой движения крови» [О физиологическом коллективизме, с. 76-77].

Ген (от греч. γένος – род, происхождение) — исходный комплекс, положивший начало развитию данной системы. В биологии этот термин означает единицу структурной и функциональной наследственности живых организмов в виде определенного участка ДНК (у вирусов – РНК) и в рамках этой специальной дисциплины является естественным сокращением более точного и строго научного понятия «биоген».

Генезис социосистемы — возникновение общества на основе трудовой ингрессии, «предполагающей общность среды, против которой направлены усилия людей». Совместная борьба за существование «сплотила людей в стадные родовые группы раньше, чем их единение приобрело идеологические формы», т.е. ингрессия общих идеологических элементов развилась «из ингрессии труда: общих усилий, направленных к общей цели». При этом общая среда не есть ингрессивная связка между людьми: «поскольку дело идет о социальной организации людей, постольку среда есть именно то, что этой организации противопоставляется, что лежит вне ее, что, следовательно, связкой социальной ингрессии быть не может; и слово “общее” тут не должно вводить в недоразумение» [Тектология, кн. 1, с. 186-187].

Генезис универсального языка — естественный процесс лингвистического объединения, формирующий единый международный язык, исторически предназначенный для интеграции человечества в единый мировой коллектив. С точки зрения тектологии, до формирования мирового рынка лингвистическая связь между народами развивалась по типу цепной связи, т.е. простой ингрессии: «каждый народ знакомился с языком своих соседей, не интересуясь, вообще говоря, языком более отдаленных наций», но «мировой рынок изменил положение: язык, по крайней мере, каждой из великих передовых наций, стал до некоторой степени “универсальным”, в каждой стране имея своих представителей, и представляя реальный интерес для туземцев каждой страны». Например, «английский, немецкий, французский встречаются на общем мировом поле и в разной мере разливаются в нем», и в таких условиях формирование единого языка развертывается другим образом – по типу эгрессии: «тот язык, который в мировой конкуренции оказывается жизненно сильнее других, должен получать все большее преобладание над ними и становиться международным языком по преимуществу. Это и есть его превращение в ту переходную форму», которая становится «естественной базой развития единого языка человечества», поскольку, «находясь в наибольшем соприкосновении со всеми народами, в наибольшем общении со всеми другими языками, он в наибольшей мере и должен впитывать их жизненные элементы, усваивать из них все нужное и полезное для мировой организующей функции, – развиваться наиболее быстро и интенсивно в ее направлении». Культурная задача тектората в области такого глобального лингвистического процесса заключается в следующем: «объективно установить, какой именно язык исторически предназначен к этой роли», чтобы затем внести в его развитие планомерность – «выясняя его тенденцию, поддерживать ее и устранять противодействие ей» [О пролетарской культуре, с. 330-331].

Генетическая точка зрения — взгляд на выделенный комплекс с учетом истории его развития, возможный либо в синтетически обобщенной форме на базе целостного ее знания, либо в аналитически более определенной форме на основе уже детального и углубленного ее изучения.

Генетический метод — в тектологии особый подход к исследованию комплекса с точки зрения его происхождения и эволюционного прошлого, при котором также учитываются сложившиеся к моменту изучения тенденции и темпы его развития.

Гениальность — «выходящая из обычного уровня организационная способность» [Тектология, кн. 1, с. 134].

Гений — предельно выражающий «прогрессивную тенденцию психического развития» активный психотип социального организатора, характеризуемый «творчеством, активностью воли, реализмом мировоззрения и монистической его тенденцией». Генезис гения обычно происходит по следующей схеме: человек в результате разнообразных воздействий среды испытывает «громадную массу непосредственных переживаний», из материала которых положительным психическим подбором вырабатываются «всевозможные комбинации психических комплексов», но под действием отрицательного подбора сохраняются лишь «наиболее устойчивые в силу своей связи с наиболее повторяющимися влияниями среды и в силу своей гармоничности»; далее, «если человек находится в широком общении с другими людьми», интенсивно и полно воспринимая их опыт, то «в материале его психики найдут себе место все общие и важные противоречия жизненного опыта современного ему общества, все существенные запросы и потребности его эпохи», тогда в силу своей монистической тенденции его психическое развитие «будет направлено к гармоническому примирению этих общих противоречий, к удовлетворению этих общих запросов и потребностей; и разрешение этих задач в данной психике будет, с одной стороны, наиболее полным и совершенным, благодаря могучему творчеству и активной воле, с другой стороны – наиболее надежным и устойчивым, благодаря реалистическим его основам» – и «перед нами явится энциклопедический гений своего времени» [Эмпириомонизм, с. 165-166].

Генόм — это наследственный аппарат живых организмов, с тектологической точки зрения представляющий собой персистентный комплекс определенных генов, локализованных в одиночном наборе хромосом отдельной особи; иначе говоря, это совокупность генов в виде основного гаплоидного набора хромосом. Геном является центральным комплексом генетической системы, заключающим основной объем наследственной информации. Размер генома человека составляет около 3 млрд. пар нуклеотидов и включает в себя 80 – 100 тыс. генов, а размер генома бактерий – около 0,5 – 5 млн. пар нуклеотидов и соответственно 0,47 – 4,29 тыс. генов.

Геносфера (от греч. γένος – род и σφαῖρα – шар) — недифференцированное состояние антропосферы в дописьменный период истории человечества.

Генотип (от греч. γένος – род, происхождение и τύπος – образец, форма) — единая пластично организованная система генов отдельной клетки или организма, контролирующая их развитие, строение и жизнедеятельность – их фенотип; или, в более узком значении, система не всех генов, а только тех, которые проявляют себя в фенотипе, т.е. могут быть обнаружены методами генетического анализа. Фенотипические проявления генов зависят от их взаиморасположения в системе генотипа и от конкретного комбинационного участия в детерминации того или иного признака.

Генофондкомплекс определенных генов, которыми обладают особи данной популяции, группы популяций или вида.

Геноцид (от греч. γένος – род и лат. caedere – убивать) — форма социальной адельфофагии в виде прямой или косвенной депопуляции по причине религиозной, этнической или расовой нетерпимости; с энергетической точки зрения – абсурдная растрата социальной энергии, а с позиций биотектологииотрицательный подбор искусственного происхождения, в котором объект подборасоциальная группа, базис подбора идеологический комплекс (религиозный, этнический, расовый признак) и фактор подбора суб-авторитет или авторитарная группа субов с крайне катагеничным эйдовампирным «мусором в голове».

Геоактивность — определенная активность геосферы, учитываемая в том или ином конкретном научном исследовании, например: гравитационная, тепловая, электромагнитная, кинетическая, тектоническая, вулканическая и т.д.

Геометрическая схема взаимодополнительности — это наглядная модель дополнительных соотношений, или асимметричной ингрессии, в виде геометрической фигуры, в которой «каждая связь, выражаемая вогнутой линией для одной части системы, выражается выпуклой для другой» [Тектология, кн. 2, с. 24].

Геометрические базовые понятия — в формулировках старой науки в корне фальшивые понятия: «опыт дает нам только тела 3-х пространственных измерений и одного временного», а такие «тела», как «точка, не имеющая измерения, линия, имеющая только одно и т.д., не могут быть даны нам в восприятии, а потому и в представлении, которое есть след восприятий, а потому и в понятии, которое есть организация представлений», ведь «у точки, линии и пр. нельзя даже мысленно “отнять” их измерений, тогда мы только потеряли бы их и найти не могли бы, не имея чувственной опоры для их образа. Но мы можем отвлечь свое внимание, свой интерес от длины, ширины и пр. Здесь разгадка тайны метафизически “чистых” схем. Точка есть тело, только измерение которого само по себе нас не интересует, а интересует только положение относительно других тел, точкой может быть и электрон в системе атомов, и целое солнце в системе миров. Человек – только площадь в вопросах огнестрельного прицела, только линия, когда вопрос сведен только к его росту (например, в решении задачи с доступной его зрению площади на равнине). Сброшенные со счета измерения могут быть даже больше тех, которые учитываются, например, в лавке ткань есть “линия”, потому что ширина ее, как величина данная и постоянная, при отмеривании покупателям игнорируется; и можно купить четверть аршина ткани, причем ширина ее будет полтора аршина. Отброшенные измерения могут, следовательно, и не быть “бесконечно-малыми” величинами в обычном смысле этого слова, т.е. лежащими ниже пределов точного измерения в пределах допускаемых ошибок. Требуется только одно: чтобы они не имели значения для решаемой задачи, чтобы их можно было игнорировать в ходе решения, хотя бы надо было внести вновь, когда оно получено» [Очерки всеобщей организационной науки, с. 316-317].

Геометрический опыт — это физический опыт, «охватывающий пространственную координацию (ориентировку и соразмерение) коллективно-трудовых элементов (усилий, а через них – и вещей)». Геометрический опыт «предшествует геометрии – науке его организации». Тектология «различает три стороны и, в то же время, фазы, геометрического опыта». Первая фаза – это «опыт простой координации усилий (линии, углы)». Уже в примитивно-охотничьем быту велика «роль прямой линии, ломаной, угла, углового диаметра в непосредственном расчете и ориентировке усилий при перемещениях, преследовании зверей и пр. Здесь дело идет о простом последовательном сложении усилий. При перемещениях по ровной местности всякое отклонение от “прямого” пути увеличивает затрату усилий: прямая – кратчайшее расстояние. Если видимый (угловой) диаметр предмета уменьшается вдвое, это указывает на двойное расстояние, т.е. двойную сумму последовательных усилий для достижения предмета и т.п.». Вторая фаза – «опыт аналитический». Уже с началом скотоводства и земледелия он возникает как опыт, относящийся к площадям, а с развитием строительно-инженерного дела – как опыт, относящийся к площадям и объемам. И вообще он возникает во всех «практических случаях, в которых переменные отношения не сводятся к простой пропорциональности, и в которых, скрыто или явно, приходится учитывать бесконечно-малые. Так, квадратный участок со стороной вдвое больше требует для обработки четверного количества труда; кубическая постройка, при таком же соотношении, – восьмерной суммы усилий на доставку материалов; неуловимое различие в линейных измерениях может быть ощутительно в объемных»: например, метр проволоки и кубометр железа. Третья фаза – «опыт векториальный», возникающий в случаях сложной координации. Например, «соединение усилий при необходимости учета их направления: комбинация рабочих сил, в которой они не могут приложены вместе по одному направлению, опыт применения всякого рода “машин”, начиная с рычага, паруса и прочее». Этот опыт возникает и в тех практических случаях, когда обнаруживается «реально-трудовой “параллелизм” сил». На практике «все фазы геометрического опыта переплетаются» [Социально-технические основы геометрии, с. 123-124].

Геометрический фетишизм — извращенное «представление об “абсолютной” геометрии, независимой от коллективного опыта, об “истинности всех теорем даже в мире, лишенном всякой жизни”». Такая «чистая» наука о пространственных величинах, полученных без «социально-фиксированной, технически точной меры» есть самый настоящий «фетишизм, который скрыто вводит вечного и абсолютного измерителя, т.е. божество» [Социально-технические основы геометрии, с. 122].

Геометриянаука о пространственных величинах, или, как раздел тектологии, дегрессивная система коллективного опыта в пространственной организации вещей. На современном этапе развития геометрии к тектологии относится только та ее часть, которая неразрывно связана с физическим опытом, т.е. эмпирическая, а не метафизическая, оперирующая формальной логикой. Пространство такой физической геометрии «характеризуется трехмерностью, однородностью, бесконечностью, бесконечной делимостью». Привязанная к физическому опыту геометрия «немыслима без социально-фиксированной, технически точной меры. Ни ее постулаты, ни ее теоремы не могут быть получены без этого, не могут быть “истинными”, т.е. иметь реальное значение, быть опорой для практики. Представление об “абсолютной” геометрии, независимой от коллективного, исторически развивающегося опыта, об “истинности всех теорем даже в мире, лишенном всякой жизни”, есть фетишизм, который скрыто вводит вечного и абсолютного измерителя, т.е. божество (которое есть не что иное, как авторитарный символ той же социальной связи)». В общем, та часть физического опыта, которая относится к геометрии, «охватывает пространственную координацию (ориентировку и соразмерение) коллективно-трудовых элементов (усилий, а через них – и вещей)». В целом же «современная геометрия в своем основном построении, как и в способе изложения, имеет метафизически-схоластический характер. Ее понятия абсолютны и потому в действительности не мыслимы. Точка, не имеющая измерения; линия, имеющая только одно измерение и пр.; чувственно не могут быть восприняты, следовательно, не могут стать содержанием представления, которое есть след восприятия, а потому – и мышления, которое оперирует с представлениями. Определение этих понятий только словесное. Оперируют же геометры на деле не с ними, а с живыми, реальными представлениями. Точка есть тело, измерения которого не входят в данный акт исследования, не интересуют в данном случае познание (например, атом, электрон в обычных расчетах физика; Солнце, другие звезды в расчетах звездного распределения и т.п.). Линия есть тело, в котором для данной задачи интересно только одно измерение (например, луч в элементарных расчетах физика; канат при измерениях глубины и т.д.). Линию надо считать суммой ее точек, площадь – суммой ее ординат, объем – суммой ординатных площадей. Конечное, т.е. имеющее практическое значение, есть сумма бесконечно малых, т.е. элементов, по отдельности практического значения не имеющих. “Чистые” постулаты нынешней геометрии относятся к ее абсолютным понятиям и не мыслимы вместе с ними». Собственно и сам «нынешний способ изложения геометрии, как системы доказательств, оперирующих формальной логикой, есть ребяческая схоластика – по существу, преступная растрата сил – по результатам. Недостаточность формальной логики для “доказательства” теперь вещь установленная. Одного понятия непрерывности уже достаточно, чтобы сделать негодными все схоластические доказательства. Пуанкаре формулирует идею непрерывности так: А=В, В=С, С>А». Вполне очевидно, что «преобразование геометрии должно вернуть ее к опытной, т.е. коллективно-трудовой основе. Соответственно ей должно быть построено изложение и преподавание, очищенное от “чистых” понятий. “Доказательства” могут быть сохранены лишь постольку, поскольку они могут оказаться в иных случаях мнемонически полезны, или могут служить способами решения задач; а их общие приемы достаточно дать на нескольких иллюстрациях. Реальные измерения и графика сделают наибольшую часть доказательств излишней. Новое геометрическое мышление будет производительнее» [Социально-технические основы геометрии, с. 122, 124-125].

Георезонатор — устойчивый гелиогеосферный ингрессор в электромагнитной структуре Солнечной системы, а в электромагнитной структуре геосферы – стабилизатор, синхронизирующий все геосферные электромагнитные процессы с гелиосферными и представляющий собой сферический конденсатор, обкладками которого являются электропроводящие ионосфера и гидросфера, а изолирующей прокладкой – атмосфера. Поскольку биосфера полностью расположена в его полости, то он, естественно, также стабилизирует и ее электромагнитный гомеостаз, синхронизируя биоритмы всего живого на Земле, в частности, альфа- и бета-ритмы человека. Электропроводность солесодержащей гидросферы и нижнего слоя ионосферы оказалась достаточной для образования стоячих электромагнитных волн в этом геосферном конденсаторе, которые возбуждаются электрическими процессами в атмосфере и магнитными на Солнце. Солнечный ветер деформирует георезонатор, суживая полость с дневной стороны и расширяя с ночной.

Геосфера — планета Земля, третий периферический комплекс в Солнечной системе, в структурном отношении представляющий собой совокупность взаимодействующих концентрических оболочек, в состав которых входят, начиная от ядра и мантии: литосфера, гидросфера, атмосфера, ионосфера и магнитосфера. Около 3-3,5 млрд. лет назад в результате тектологического подбора, действующего в лито-, гидро- и атмосфере, из органического вещества образовалась еще одна геосферная оболочка, новый активный фактор эволюции Земли – биосфера, наличие которой позволяет рассматривать геосферу как саморегулирующуюся космическую биосистему.

Геотараксия (от греч. γη – земля и ταράσσω – волновать) — кризис взрывного типа в антропосфере, вызванный усилением геофактора, энергетическая добавка которого становится триггером в социальном процессе, протекающем в системе ложного равновесия. В настоящее время такие кризисные геосферные процессы активно изучаются, осваиваются и применяются, а поскольку наука контролируется крайне катагеничным социальным фактором, то и применяются они в основном в ущерб развитию человечества и зачастую в крайне опасном для него направлении, причем опасном не только для его существования, но и грозящем гибелью всему живому в геосфере.

Геотарактор (от греч. γη – земля и ταράσσω – волновать) — кризисная активность геосферы, выступающая триггером катастрофически мощного деструктивного воздействия на биоосферу и, в частности, на антропосферу. От величины этого воздействия зависит общий адаптивный потенциал их последующего тектологического состояния. Землетрясения, цунами, ураганы, наводнения, засуха и вообще всякое резкое изменение любого климатического параметра – все это типичные геотаракторы, которые в настоящее время вызываются искусственно.

Геофакторактивность какой-либо геосферной оболочки, воздействующая на исследуемый процесс в другой оболочке (например, вулканическая деятельность в литосфере вызывает изменения в био-, гидро- и атмосфере); или активность всей геосферы в целом, вызывающая изменения в ее внешней среде (например, гравитационное воздействие Земли на Луну).

Геронтология (от греч. γεροντικός – старческий (γέρων – старик) и λόγος – учение) — раздел биотектологии, изучающий процессы старения живых организмов.

Геронтоз (от греч. γεροντικός – старческий (γέρων – старик) и суффикс -osis, указывающий на заболевание) — «общая структурная болезнь организма», связанная с нарушением организованности его функций, которое идет по разным направлениям и является «результатом того, что разные органы и ткани развиваются не одним темпом, что между ними нарастает жизненное расхождение», порождающее «сначала одни, потом другие “наименьшие”, потом еще новые и новые». Чтобы как-то остановить или хотя бы замедлить всеобщую дезорганизацию организма обычно «стараются найти первые наименьшие, и поддержать организм по их линии; поскольку это удается, получается успех; но даже эти первые наименьшие не всегда одни и те же; оттого успех не постоянен; а между тем, за ними неизбежно должны следовать еще иные, определить которые труднее и труднее. Решить задачу на всякие наименьшие позволяет только метод, намеченный для этого природою – “конъюгационный”», т.е. гемотрансфузия. Как известно, суть интерстициальных и склеротических процессов геронтоза в том, «что более выносливые клетки низших тканей начинают вытеснять более нежные клетки высших, глубже дифференцированных. Выносливость и нежность приобретают такое решающее значение именно в ухудшающейся среде; а основной жизненной средой клеток организма служит кровь и лимфа. Ее улучшение, повышение возникающих в ее структуре “наименьших” есть общий путь радикальной борьбы с этими процессами. Но это может систематически достигаться лишь выходом из рамок физиологической индивидуальности, – как ни чужда эта мысль индивидуалистическому сознанию нашей эпохи» [О физиологическом коллективизме, с. 101-102].

Гетерогенность — разнородность элементов, входящих в систему, т.е. разнообразие ее состава, которое является «необходимым условием пластичности системы в ее изменяющейся среде». Сама по себе разнородность не означает дезорганизованности: «она всегда означает увеличение сложности внутренних отношений системы и понижение их устойчивости». Но вот «когда разнородность усиливается, то сложность и неустойчивость, возрастая, с известного момента начинают перевешивать организационную связь и единство системы, которая становится тогда уже неустойчивой в своем целом; сумма ее активностей и сопротивлений среде понижается; разнородность переходит в дезорганизованность» [Тектология, кн. 2, с. 162].

Геум (лат. geum – околоземное пространство, от греч. γη – земля) — область космического пространства, занятая геосферой, т.е. охваченная ее активностями и ограниченная тектологической границей самой дальнодействующей из них или одной, выделенной для исследования.

Гигатенденция (гигатренд) — общая направленность всех наблюдаемых изменений в мире к гармонии, т.е. собственно тектогенез.

Гидросфера (с греч. ύδωρ – вода и σφαῖρα – шар) — водная геосферная оболочка, представляющая собой сложную систему всех водных ресурсов Земли, включая океаны, моря, реки, озера, водохранилища, болота, грунтовые воды, ледники и снежные покровы.

Гиперцикл — сложная взаимосогласованная система циклов, связанных цепной эгрессией. Устойчивость гиперциклу обеспечивает непрерывно действующая на базе бирегуляции сеть прямых и обратных связей между циклами. Другими словами, причиной устойчивости гиперцикла, как и всякой сложной системы, является подвижное равновесие между его отдельными частями – циклами, связанными друг с другом дополнительными соотношениями. Круговороты углерода, водорода, кислорода, азота и других химических элементов представляют собой наиболее известные примеры природных гиперциклов. Именно такие гиперциклы и подобные им образуют основу дополнительных соотношений между всеми оболочками геосферы: например, круговорот углерода – между биосферой и атмосферой, а круговорот воды – между атмосферой и гидросферой и т.д. Более того, эти же круговороты регулируют «теплозадерживающую функцию атмосферы». Это объясняется тем, что «главные составные части воздуха – кислород и азот – обладают весьма малой задерживающей способностью, а водяной пар, которого в воздухе сравнительно очень немного, несколько десятых процента, и углекислота, которой еще меньше, превосходят их в этом отношении в 16 000 раз». Таким образом, регулирование их количества между атмосферой, гидросферой и биосферой «есть основное условие, благодаря которому сохраняется устойчивый в среднем температурный их уровень: типичное дополнительное соотношение» [Тектология, кн. 2, с. 16-17].

Гиперэго (от греч. υπέρ – над, сверх, по ту сторону и εγώ – я) — это надындивидуальная, т.е. «стоящая вне прямого личного опыта, реальность», которая есть причина органических и неорганических явлений, относимых к объективному миру [Эмпириомонизм, с. 127]. Помимо греческого варианта термина «надындивидуальное» возможен латинский вариант – суперэго.

Гипотеза — это «выход за пределы действительного опыта в область опыта возможного». Гипотеза – «необходимый элемент всякого познания; она даже является душой познания. Всякое познание стремится на основе действительного опыта конструировать опыт возможный – стремится к верной гипотезе, дающей прочный базис для практики. Гипотеза, которая имеет дело с действительными элементами опыта и его действительными отношениями, которая только создает из них новые комбинации, такая гипотеза, конечно, может быть неверна, но она не метафизична», так как в ней полностью отсутствуют «“предпосылки” метафизичности» [Эмпириомонизм, с. 102]; она – рабочая гипотеза, т.е. «намечающая путь исследования, путь ее практической проверки. Без предварительных построений такого типа исследование не могло идти вперед, а могло бы только топтаться на возрастающей груде фактов. Дальнейшее исследование подтверждает или опровергает такую гипотезу или приводит к ее видоизменению. Для тектологии же всякое такое построение является решением задачи – гармонично организовывать наличные данные. С прибавлением новых данных, не укладывающихся в это решение, специальная наука отвергает или переделывает его. Но для тектологии, для собирания организационного опыта и выработки организационных методов, оно и тогда может сохранить свое значение, поскольку помогает учиться решению организационных задач вообще». Более того, «в истории науки найдется немало давно отживших теорий и гипотез, которые, однако, могут еще служить ценным тектологическим материалом. В этом смысле тектология сохранит и сбережет для человечества много его труда, кристаллизованного в истинах прошлого. Несомненно, что и нынешние истины отживут и умрут в свое время, но тектология гарантирует нам, что даже тогда они не будут просто отброшены, не превратятся в глазах будущего в голые бесплодные заблуждения» [Тектология, кн. 2, с. 99].

Глобализацияантропосферный тектогенез, протекающий в форме конъюгационного кризиса в техно-, ойко- и эйдосфере, организующего предельно дифференцированную антропосферу в одно интегральное целое; другими словами, интеграция множества разнородных антропосферных элементов, – начиная от человека и кончая национально-государственными и региональными образованиями, – в единый глобальный коллектив. Глобализация сопровождается ростом энергопотенциала в техносфере, синергии – в ойкосфере и тектологических знаний – в эйдосфере. См. мегатенденция (мегатренд).

Глобальная синергизация — «повышение социально-трудовой энергии путем гармонического объединения и сплочения деятельности людей, путем “организации” ее в направлении maximum солидарности» [Эмпириомонизм, с. 324].

Глобальный коллектив — организованное на принципах социализма человечество, представляющее собой высший тип жизни вообще и высшее проявление человеческой жизни в частности. Становление в планетарном масштабе такой формы жизни означает переход человечества в сознательную фазу своего развития, что в настоящее время выражено тремя тенденциями: первая ведет к «изменению типа человеческой личности – устранению той узости и неполноты человеческого существа, которые создают неравенство, разнородность и психическое разъединение людей»; вторая – к «изменению типа общественной системы – устранению элементов принуждения из отношений между людьми» и третья – к «изменению типа человеческого познания – освобождению от фетишей, ограничивающих и извращающих познавательное творчество» [Вопросы социализма, с. 28].

Глобальный конфликтконъюгация геополитических претендентов на глобальную эгрессию, протекающая с громадными затратами социальной энергии и ведущая в конечном итоге к контрдифференциации всех противоборствующих сторон. С организационной точки зрения самые устойчивые социальные образования в истории человечества – это авторитарные системы: патриархальная община, феодальное общество, крепостная и рабовладельческая организация, государство, армия, церковь, школа, предприятие и, наконец, семья. Эпоха капитализма представляет собой переход из одного устойчивого состояния человечества в другое. С организационной точки зрения развитие любой системы происходит по схеме: дифференциацияконтрдифференциация. Стадию дифференциации мировое сообщество уже прошло и на данном этапе находится в стадии контрдифференциации, т.е. интеграции всех многочисленных социальных систем в одно глобальное целое. Исторически этот процесс неравномерен по скорости преобразований и социальным затратам: невысокий темп и низкие затраты соответствуют мирному историческому периоду, и наоборот – периоду войны. С организационной точки зрения Вторая мировая война, также, как и Первая, и вообще всякая война, – это момент контрдифференциации, протекающий с большой интенсивностью и громадными социальными затратами. До 1917 года процесс контрдифференциации имел исключительно катагеничную тенденцию своего развития, глобализируя мировое сообщество в единое целое по старой авторитарной схеме: , где – отдельно взятая авторитарная система с центром управления (эгрессором) , нижний индекс которого означает индивидуальное управление, а верхний – его катагеничность, т.е. расхождение в интересах и целях между центром и периферией, – глобальная авторитарная система с единым центром управления (глобальным эгрессором) с идентичными значениями индексов. Первая мировая война – это момент бифуркации, когда наряду с доминирующей катагеничной тенденцией возникла альтернативная ей арогеничная , где верхний индекс означает единство интересов и целей между центром и периферией. Вторая мировая война покончила с доминирующим положением катагеничной тенденции, и до 1991 г. обе тенденции развивались на паритетной основе. После 1991 г. вновь возобладала катагеничная тенденция , где нижний индекс означает коллективный центр управления. Однако такая глобальная система с коллективным, но некогерентным центром управления, катагеничным развитию человечества, неустойчива и в перспективе имеет два финала: либо деградация человечества, либо переход к устойчивой арогеничной тенденции развития с коллективным центром управления, арогеничным развитию человечества. Устойчивость такой глобальной авторитарной системы обеспечивается минимизацией внутренних растрат и максимизацией внешних, что происходит по мере того, как социальная энергия, ранее затрачиваемая на внутренние конфликты, инвертируется на адаптацию к окружающей среде.

Глобальный университет — целостная эгрессивная система научно-образовательных и культурно-просветительных учреждений, цель которой – преобразовать человечество в единый глобальный коллектив, в совершенстве владеющий тектологией и всей совокупностью методов и достижений современной науки.

Гносеогенез (от греч. γνώσις – познание и γένεσις – рождение) — возникновение и развитие познания, при этом «всякий шаг вперед на пути познания или, что то же, всякое истинное познание является эмпириомонистическим», поскольку оно возможно лишь при наличии двуединой эмпириомонистической тенденции, которая либо расширяет содержание опыта, «вмещающееся в данных формах познания, – расширяет его эмпирический материал, либо создает для этого материала более целостные и прочные формы, – монистически его преобразует; в конечном счете осуществляет и то, и другое» [Эмпириомонизм, с. 106]. Иными словами, прогресс познания можно выразить следующей эмпириомонистической формулой: Г = Э↑ + М↓, где Г – гносеогенез, Э↑ – расширение эмпирии и М↓ – ее информационное сжатие.

Гносеодемократизм (от греч. γνώσις – познание, δήμος – народ и κράτος – власть) — познавательная форма, выражающая демократическую тенденцию в гармонизации системы опыта, суть которой в том, что «индивидуумы с их высказываниями “гносеологически” равны и эквивалентны друг другу в качестве “центральных” членов системы», т.е. «высказывания других для каждого имеют принципиально такую же познавательную ценность, как его собственные высказывания. Если в данный момент “центральным членом” системы опыта принимается A, то в любой момент эта роль может быть перенесена на B или C, без существенного изменения в системе, как целом. Такой “познавательный демократизм” необходим и неизбежен там, где практическая координация в процессе труда постоянно требует от каждого из сотрудников, “высших” или “низших” – безразлично, – чтобы они умели сообразоваться в своих действиях с чужими высказываниями совершенно так же, как со своими собственными впечатлениями» [Философия современного естествоиспытателя, с. 74-75].

Гносеологический Робинзон — это известный в философии эйдонавт-солипсист, т.е. тот нелепый «герой гносеологических анализов, который познает совершенно самостоятельно от других людей и лишь при помощи разных тонких уловок успевает перебраться за пределы своего “внутреннего мира” в более просторный мир, “внешний”, где обыкновенно и начинает создавать различных фетишей: “материю”, существующую независимо от нашего опыта, а также иные ”субстанции”» [Эмпириомонизм, с. 20].

Гносеология (от греч. γνώσις – познание и λόγος – учение) — особый раздел философии, занимающийся проблемами познания, его сущностью, условиями, предпосылками, основаниями, границами, возможностями, истинностью и соотношением с реальностью; т.е. с научной точки зрения классическая форма рассуждательства, исторически преходящая, но которая до сих пор все еще остается неоскудевающей кормушкой для огромной армии философствующих логонавтов и им подобных «белибердяев». Вполне понятно, что тектология «всякую “гносеологию” отрицает как схоластику» [Тектология, кн. 1, с. 296].

Гносеомонизм (от греч. γνώσις – познание и μόνος – единственный, один) — методологическое единство познавательных форм. Уже в наши дни познание физического мира «по своему методу в высокой степени монистично. Физические явления, при всей своей бесконечной сложности и разнообразии, уложены в рамки всеохватывающих формул, приобретающих шаг за шагом все более определенное содержание, все полнее гармонизирующих опыт, дающих все больше возможности практического поведения и приспособления. При этом для таких формул, особенно для основной из них – закона сохранения энергии, не имеют уже прямого значения непосредственные элементы опыта в их смене и различиях: одни и те же “тело” или “процесс”, воспринимаются ли они в зрительных или тактильных, или акустических рядах, представляют одни и те же энергетические величины и комбинации. Познание отвлекается от способов непосредственного восприятия, и на место мира “элементов” в нем выступает мир отношений. В этом мире стройность достигается путем целесообразной группировки комплексов – их разграничений и соединений соответственно требованиям наименьших противоречий и наибольшей гармонии; сами же группировки выполняются и фиксируются при помощи символов, выработка и подбор которых происходят в социальном процессе общения» [Эмпириомонизм, с. 32].

Гносеосоциализм (от греч. γνώσις – познание и от лат. socio – соединять) — это единый объединенный всеобщим согласованием «опыт всех сочеловеков», своего рода познавательный социал-демократизм, или, что более точно, коллективизм в области познания. Мир такого общесогласованного опыта кристаллизуется из хаоса. Активность, определяющая формы этой кристаллизации, есть общение людей. Вне этих форм нет опыта, «потому что неорганизованная масса переживаний не есть опыт. Таким образом, опыт социален в самой своей основе, и его прогресс есть социально-психологический процесс его организации, к которому всецело приспособляется индивидуально-психический организующий процесс». Если с позиций эмпириокритицизма «опыт всех сочеловеков равноценен», что означает своего рода «познавательный “демократизм”», то с позиций эмпириомонизма «этот опыт есть сверх того результат коллективной организующей работы всех людей, своего рода познавательный “социализм”» [Эмпириомонизм, с. 234-235].

Гностерео́ма (от греч. γνώσις – познание и στερέωμα основа, опора; букв. базис познания) — это «всеобщая причинная связь явлений». Человеческое «познание ищет чего-нибудь действительно неизменного, на чем оно могло бы остановиться, что могло бы служить ему, как точка опоры в его деятельности», и «находит такую точку опоры, но не в самых вещах, а в их отношениях», не в самих явлениях, а в их причинной связи, которая «есть всеобщий закон», высший из всех законов, которые «человеческий разум предписывает природе» [Основные элементы, с. 41].

Гносеофетишизм (от греч. γνώσις – познание и лат. facticius – искусственный, поддельный) форма мышления, социально-значимая лишь в рамках менового общества; иными словами, объективная только для отношений товарного производства, а при любом ином содержании экономического опыта теряющая свою объективность. См. товарный фетишизм.

Голодание — состояние организма в условиях острого дефицита жизненно важных питательных веществ, либо резкого нарушения их состава или же их усвоения; с энергетической точки зрения резкая инверсия метаболизма, приводящая к значительному перевесу дезассимиляции над ассимиляцией. При голодании организма возникает конкуренция между его клетками: «одни отнимают у других средства к жизни и сохраняются, тогда как другие погибают; и трупы погибших пожираются (выражение, конечно, метафорическое) еще другими клетками – блуждающими, лейкоцитами» [Основные элементы, с. 69]. Голодание бывает абсолютное (при полном отсутствии пищи и без приема воды), полное (без поступления пищи, но с приемом воды), неполное (питание, недостаточное по отношению к общему расходу энергии, т.е. недоедание), частичное или некачественное (неполноценное или односторонне питание, т.е. недостаточное поступление с пищей одного или нескольких веществ). Старые организмы, имея более низкий уровень обмена, выдерживают более длительный период голодания, чем молодые, при этом самки живут дольше самцов. При полном голодании жизнедеятельность организма поддерживается за счет внутренних энергоресурсов (главным образом, жира), а также продуктов, освобождающихся при постепенной атрофии менее жизнеспособных частей собственных тканей организма. В отличие от полного голодания, заканчивающегося гибелью организма, неполное голодание может протекать длительно как в условиях недостаточного поступления пищи (при стихийных и социальных бедствиях, например), так и при определенных патологиях пищеварительного тракта. Следует отметить, что, помимо патологической формы голодания, в природе существует и естественная его форма – физиологическая: зимние (иногда и летние) спячки у ряда млекопитающих (медведь, барсук, сурок, суслик, еж и др.); холодовое оцепенение у амфибий, рептилий, рыб, насекомых и др.; метаморфическое голодание у бабочек в период окукливания; миграционное голодание некоторых морских рыб во время движения к месту икрометания.

Гомеостаз — 1) связанная с устойчивостью способность комплекса противостоять воздействиям со стороны внешней среды, сохраняя при этом свой внутренний состав и структуру; 2) относительное постоянство состава и структуры комплекса в состоянии подвижного равновесия.

Гомология — структурное сходство по происхождению, «выражающее расхождение форм». Например, сравнительная анатомия признает гомологичными руку человека, переднюю ногу лошади, крыло птицы, передние плавники рыбы, так как «это – органы однородные по происхождению, развившиеся из общего начала», но «утратившие большую часть сходства благодаря различному жизненному применению, различным, следовательно, линиям приспособления к среде» [Тектология, кн. 2, с. 90].

Гордость коллектива — гордость, «которою должны быть проникнуты каждый шаг, каждая мысль работника, гордость, которая должна быть его неизменной опорою и верховным контролем», которая «отвратит его от всего мелкого и пошлого, от всего, что недостойно творческой жизни человека. Это – надежная магнитная стрелка, прямо направляющая работника на путь к высшему» [О пролетарской культуре, с. 343].

Горизонтальная цепная связь — это цепная связь между комплексами одного уровня организованности, представляющая собой цепную ингрессию, которая «может неограниченно развертываться по самым различным направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами. Такова, например, прихотливая последовательность обычной ассоциации представлений: образ A влечет за собой в поле сознания образ B, потому что у них есть общая часть X; но B тотчас же вызывает C, потому что в том и другом есть совпадающий элемент U, совершенно иной, чем X; C приводит к D благодаря еще иной связи Z и т.д. Капля воды напоминает о море, море – о небе, небо – об его светилах, об астрологии, затем о смерти людей, о гибели вселенной, о законе энтропии, который некоторыми истолковывается как причина этой будущей гибели, о математической формуле этого закона и т.д., без конца, с иною для каждого случая основой сцепления образов. Аналогично развертывается обыденная связь людей в обществе: A с B соединяют общие вкусы, B с C – общие задачи, C с D – общие несчастья и проч.: цепь извивается, переплетается, спутывается с другой цепью, образует клубок, охватывая миллионы людей, из которых огромное большинство не знают даже о существовании друг друга» [Тектология, кн. 1, с. 153].

«Господин Кнут» и «Их Величество Вожжи» — широко распространенная иллюзия в современном мышлении, наивно полагающем, что идеи, нормы и вообще учреждения «господствуют» над жизнью общества. Происхождение этой иллюзии объясняется просто. Как известно, «масштаб современного мышления – индивидуалистический: личность с ее частным опытом. Между тем в жизни общества объективно руководящая роль принадлежит целому, коллективу, общесоциальному, или классовому, или групповому. Идеи, нормы, учреждения связывают личность с системой коллектива, через них личность подчиняется его объединенным живым активностям, их общим тенденциям; эти тенденции только “выражаются”, символизируются, закрепляются в идеях, или нормах, или учреждениях. Так, государство “господствует” над личностью, повелевает ей, направляет ее, но оно не господствует над обществом, а лишь выражает и закрепляет господство одних элементов над другими. Класс высший реально господствует над низшими классами; но государство с его правовыми нормами лишь устойчиво оформляет это господство, – представляет нечто подобное системе вожжей и сбруи для управления низшими классами. И вообще, всякие идеологические комплексы “управляют” движением личности в потоке социального процесса по такому же типу, являясь средством ее введения в рамки, ее подчинения некоторому целому. Если бы лошади никогда не видели кучера, они считали бы вожжи высшей силой, ими управляющей, своим эгрессивным центром; так и человек, мыслящий индивидуалистически, не видящий реальных коллективов с их живыми активностями, оформляемыми идеологией, считает эту идеологию саму по себе высшей, руководящей силой, – принимает дегрессию за эгрессию» [Тектология, кн. 2, с. 148].

Государственная организация — это принудительно-правовая организация общества, в которой есть законы, принудительно предписывающие людям одни действия и запрещающие другие, «есть административные власти, которые принудительно распоряжаются, опираясь на законы; есть суд, который принудительно разрешает отдельные столкновения и карает нарушение законов, есть армия, которая силою подавляет сопротивление властям и суду», при этом принуждение, необходимое для контроля борьбы внутри общества, рассматривается членами этого общества «как право тех или иных учреждений, тех или иных лиц» [Начальный курс политической экономии, с. 137].

Государственная системасистема принуждения в классовом обществе для эксплуатации господствующим классом класса подчиненного.

Государственное устройство — правовая «организация классового господства», невозможная там, где нет классов [Вопросы социализма, с. 96]; в терминах тектологииформа социальной дегрессии, представляющая собой сложную систему норм принуждения в виде чрезвычайно разветвленной ризомы.

Государственный арокапитализм — «мирный государственный капитализм», или с позиций исторического монизма государственный капитализм достатка, главной организационной задачей которого является организация капитализма в развивающейся, растущей системе. Такая задача гораздо сложнее, чем организационная задача военно-государственного капитализма: «урегулировать систему, которая сокращается и упрощается», т.е. «организовать недостаток и нужду». Обе задачи, как военного, так и мирного госкапитализма, решаются господствующим классом не в мировом, а в национально-государственном масштабе. Эгрессором арокапиталистической системы, т.е. ее главным организующим центром, выступает наемный текторат, или «наемно-организаторская интеллигенция, техническая, ученая и чиновничья», поскольку основную тектологическую задачу уже не способны решать ни «финансовая и крупно-промышленная буржуазия, утратившая живую связь с производством, достигшая совершенства в методах биржевых, относящихся к сфере обращения, но не в методах производственно-организационных», ни «средняя и мелкая буржуазия – элементы вообще не широко организаторские». В период военно-государственного капитализма наемный текторат уже был «фактическим, деловым организатором капиталистической жизни», однако он не был классом, а был «только социальной группой, разрозненной по структуре и колебавшейся между двумя борющимися классами – в чем и была основная причина ее несамостоятельности»: ее верхи примыкали к буржуазии, низы стремились пробиться наверх, и только избранная, революционная часть этих низов присоединялась к борющемуся пролетариату. Основной тенденцией государственного арокапитализма является «национализация разных отраслей промышленности, начиная с наиболее централизованных», в силу чего к текторату «должно переходить реальное господство в жизни. Акционерно-рантьерские паразитические элементы буржуазии, отбрасываемые жизнью, сами должны будут растворяться в этой интеллигенции, пополняя ее ряды, переходя на производительную роль в обществе». По мере развития государственного арокапитализма текторат должен собрать в себе всю буржуазию и «явиться новой формой ее существования как господствующего класса». Что касается исполнительского класса, то в масштабе исторического времени стадия мирно-государственного капитализма дает необходимую передышку пролетариату, в течение которой он «сможет заняться социалистическим овладением наследства старой культуры вместе с выработкой методов своей новой, выполняя свою классовую социалистическую революцию, необходимый этап на пути к социалистической революции общества как целого, к его переустройству по всей линии» [Мировая война и революция, с. 102-103, 106-107].

Государственный капитализм — «система приспособлений новейшего капитализма к двум специальным условиям эпохи: военно-потребительному коммунизму и процессу разрушения производительных сил», из которых «одни соответствуют общей линии развития капитализма; таково в особенности развитие синдикатной и трестовой организации предприятий», а «другие лежат вне этой общей линии либо даже в противоречии с ней; таковы: ограничение потребления, монополизация продуктов государством, государственно-чиновничье регулирование сбыта и производства». Пример из истории: когда военный коммунизм возвращается к размерам мирного времени, и разрушение производительных сил останавливается, тогда «приспособления первого рода будут вообще сохраняться и развиваться, второго рода – устраняться из жизни или сохраняться лишь частично, в зависимости от конкретных условий – классовых интересов и соотношения классовых сил» [Вопросы социализма, с. 341].

Государственный катакапитализм — это военно-коммунистический капитализм, т.е. экономическая система, возникающая на основе прогрессивного упадка производительных сил, которую можно определить по происхождению как «осадный коммунизм в государственном масштабе», организуемый господствующими классами, а по строению как «сочетание новейшего капитализма и военного (“армейского”) коммунизма». Государственный капитализм возникает и развивается именно в тех экстремальных условиях, которые порождают коммунизм крайности. Исторически первым государством, в котором сложился такой военно-коммунистический капитализм, была Германия, которая с самого начала Первой мировой войны «оказалась отрезанной от мирового рынка, т.е. в положении, подобном положению осажденного города. За нею следовали другие страны по мере того, как ход вещей ставил их в подобные же условия: подводная война, расстройство транспорта военной его эксплуатацией, сокращение нормального производства его военным извращением и разрушениями, особенно убылью рабочей силы, и т.п. Жесточайшая дороговизна, выгодная капиталистам и аграриям индивидуально, угрожала классу крупных собственников, как целому, в каждой данной стране таким истощением народных масс, которое повело бы к проигрышу войны; и общая организация этого класса – государство – была вынуждена принимать меры к более равномерному распределению, основанному на учете потребностей, т.е. более или менее проводить в жизнь принцип коммунизма». Вначале государство берет «под свой контроль распределение продуктов для массового потребления», затем нормирует их цены и сбыт, наконец, переходит «к регулированию производства: последовательность, вполне типичная для коммунистических преобразований хозяйства». Государственный контроль над потреблением отменяет систему частного присвоения продуктов посредством карточного регулирования, «государственный контроль над сбытом приводит к принудительному объединению целых отраслей в синдикаты», а государственное регулирование производства – к принудительному объединению в тресты. Эффективным методом госконтроля является государственная трудовая повинность, которая с организационной стороны «обычно сводится к авторитарному закрепощению рабочих и представляет явное распространение принципов военной организации на трудовые классы». Поскольку такая экономическая система организуется господствующими классами, то сохраняется не просто прибыль владельцев предприятий и акций, но и высокие нормы этой прибыли, которая гарантируется государством и «достигается частью за счет усиленной экспроприации мелкой и средней буржуазии», а частью «имеет фиктивный, счетный характер. Это имеет место постольку, поскольку падает фактическая ценность денег и денежных знаков». По своим основным организационным чертам государственный капитализм «представляет крайнее смешение прогрессивности и реакционности. Первая выражается в его экономической антианархичности, в огромном развитии централизованного регулирования; вторая – в столь же резком усилении авторитарности». И последний момент: развитие организационных форм социальной системы начинается в области производства, преобразуя затем область присвоения, распределения и потребления, а в системе государственного капитализма «порядок прямо противоположный: преобразование начинается со сферы потребления и распределения и через сферу сбыта переходит на отношения производства». Объяснение такой инверсии простое: в первом случае наблюдаются процессы роста, усложнения, т.е. «прогрессивные изменения социальной системы», а во втором – «упадок, разрушение, вообще регрессивные условия. Движущее действие прогресса производительных сил обнаруживается, прежде всего, именно там, где они накопляются; давление регресса первично проявляется там, где происходит растрата общественных активностей, в области потребления и истребления». Следовательно, это вполне естественный порядок деградации: «так и в упадке различных общественных систем прошлого исходным пунктом были паразитизм верхов, истощение низов – область потребления, или, точнее, социального распределения» [Новейшие прообразы коллективистического строя, с. 84-85, 87-89].

Государственный механизм — социально-организованная активность господствующих классов, направленная на преодоление сопротивления подчиненных классов в целях успешного и, главное, безопасного управления ими, т.е. специально созданное орудие их эксплуатации.

Государственный социализм — социально-экономическая форма, переходная от капитализма к коллективизму, представляющая с организационной точки зрения наиболее прогрессивный тип развития классовой системы, эгрессором которой является научно-техническая интеллигенция, а системообразующим принципом концепция гармонии классов. Суть этой концепции сводится к планомерной организации труда и распределения под руководством научно-технической интеллигенции, которая создает не только привилегированные условия для себя, но и жизненно удовлетворительные условия для исполнительного класса, «тем самым устраняются основания для классовой борьбы и получается гармония интересов. Для такой системы требуется и государственно-политическая форма, чаще всего представляемая в виде централизованной республики» [Вопросы социализма, с. 291].

Государство — это «организация классового господства» [Вопросы социализма, c. 346-347], причем: 1) как организация власти господствующего класса это эгрессивная система (вариант узкой трактовки термина, содержание которого отражает лишь момент сотрудничества); 2) как организация насилия одного класса над другим это дегрессивная система (другой вариант узкой трактовки термина, в содержании которого отражен лишь момент принуждения); 3) как организация управления всем обществом это эгрессивно-дегрессивная система, поскольку классовое общество – это социальный диполь, в котором необходимая устойчивость поляризации эгрессора и ингрессора обеспечивается достаточной прочностью дегрессии (вариант наиболее полной трактовки термина, учитывающей оба момента классового господства: принуждения и сотрудничества). Но, управляя, государство «не господствует над обществом, а лишь выражает и закрепляет господство одних элементов над другими»: правящий класс «реально господствует над низшими классами; но государство с его правовыми нормами лишь устойчиво оформляет это господство, – представляет нечто подобное системе вожжей и сбруи для управления низшими классами» [Тектология, кн. 2, с. 148].

Государство-омега (государство Ω) — предельная форма развития государства, его вырождение, поскольку такое «государство будущего», как и всякое другое, «есть действительно организация классового господства, но только того класса, который стремится устранить классы». Такое упраздняющее само себя государство есть переходная стадия «от экономической системы, полной противоречий и потому регулируемой внешними нормами, к гармонической системе сотрудничества, для которой такие нормы не нужны»; иными словами, «оно предполагает пережитки старых классовых идеологий, стоящие в противоречии с новой организацией жизни и подлежащие правовому нормированию», но «когда эти пережитки исчезнут и психология всего общества придет к соответствию с его новой системой сотрудничества – всеобщей кооперации для всеобщего развития, – то и “государство будущего”, теряя элементы принуждения, перестанет быть “государством”»: оно превратится в «общество, в котором взаимные отношения людей так же, как их отношения к природе и опыту, определяются нормами целесообразности». Таким образом, «преобразование экономического строя должно произойти при посредстве новых правовых отношений, т.е. политическим путем» [Вопросы социализма, с. 65-66].

Готтентотство — «применение противоположных критериев для себя и для других». Например, «характеристика добра и зла, высказанная, будто бы, одним готтентотом: “добро, когда я краду; зло, когда у меня крадут”». Общеизвестно «наивно-теоретическое оправдание готтентотства», существующее в среде профессиональных политиков: «мы отстаиваем наши интересы, и должны оправдывать все, что им соответствует, отрицать и порицать все, что им вредит; никакого беспристрастия тут быть не может, – оно было бы выгодно только для врагов, которые, ведь, не станут платить таким же беспристрастием». Таким образом, «готтентотство – производное стадности, для которой целое – только свой ограниченный коллектив, и группового субъективизма, который целого вообще не видит» [О пролетарской культуре, с. 337-339].

Грабежорганизационный метод, широко распространенный в стихийной фазе социогенеза. В этот период, особенно в эпоху индивидуализма, «все действуют в силу своих интересов», которые «проходят через способ их понимания», т.е. «понимаются через организационную форму», ставшую способом мышления – менталитетом. Например: «буржуазия, выросшая в определенной экономической обстановке, среди борьбы конкурентов и монополистов», не способна понимать «свои интересы в форме дружного сотрудничества людей, она может их понимать только в форме грабежа. Это ее организационный метод» [Доклад на заседании Соц. Академии Общ. Наук 14 сентября, с. 147-148].

Гравитация — это результирующая двух тенденций, притяжения и отталкивания, при численном равенстве которых первая «практически больше». Это можно пояснить на следующем простом примере. Пусть имеются два атома. Как известно, каждый из них представляет собой систему равновесия положительно и отрицательно заряженных элементов. Но поскольку идеальных систем равновесия не существует в природе, то каждый атом в отдельности – это маленький осциллятор, вибрирующий относительно своего нейтрального состояния. Тогда два атома по отношению друг к другу будут заряжены то одноименно, то разноименно. В первом случае они будут отталкиваться, а во втором притягиваться. И то, и другое действие будет прямо пропорционально величине зарядов и обратно пропорционально квадратам расстояния и математически будет равным. Но тектологически эти два действия будут различны, так как реально отталкивание будет проявляться в том, что атомы отдаляются, а само отталкивание при этом будет уменьшаться, и тем больше, чем больше расстояние; и наоборот, притяжение будет сближать атомы и при этом с уменьшением расстояния будет непрерывно расти. Таким образом, два процесса, притяжение и отталкивание, пусть даже «численно равные, действенно не равны: притяжение перевешивает. Эта разность и образует ньютоновское “тяготение” между атомами» [Тектология, кн. 2, с. 197].

Гражданская война классовая борьба в форме антропоцида с «громадным расточением лучших сил народа», с «подавлением одной стороны грубо-механическим путем» [Вопросы социализма, с. 347, 346].

Граница см. тектологическая граница.

Грехопадение — это кризис в области познания и практики, вызванный ускорением социогенеза и связанный с переходом человечества от консервативной тектологии сохранения старых социальных форм адаптации к новационной тектологии освоения ее новых форм. «Грехопадение это совершилось не в один день и не в тысячу лет: оно было долгим, страшно медленным процессом» и состояло «в том, что жизнь все более переставала быть абсолютно верною тому, чем она была, – переставала быть верною в своей изначально окаменелой форме». Ускорение социогенеза есть прямое следствие значительного перевеса процессов ассимиляции над дезассимиляцией, в силу чего «избыток энергии вызывает рост жизни и, накопляясь, порождает потребность в новых формах ее равновесия», а «чем быстрее совершается накопление энергии, тем сильнее потребность в новых комбинациях и отношениях, тем менее возможно и целесообразно простое сохранение данных форм». Таким образом, «из простого повторения неизменных циклов жизнь мало-помалу начала превращаться в развитие, из голой борьбы за сохранение того, что есть, – в борьбу за большее», поскольку «данное перестало быть для нее единственной целью и нормой» [Вопросы социализма, c. 48]. Перевес ассимиляции над дезассимиляцией был вызван появлением новых форм коллективного труда, за которым последовало сначала разделение опыта, а затем и разделение труда. В итоге стереотипы прежних форм адаптации стали разрушаться, и традиционная тектология социальной жизни сменилась новационной. В этом суть социального кризиса, названного грехопадением, поскольку именно эта фаза стихийного социогенеза породила первые нормативные формы для гармонизации противоречий социального бытия.

Гуманитариат — социальный арьергард организаторской интеллигенции.

 

 

eXTReMe Tracker