|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
Е
Единица счета —
«примитивная мера, эталоном которой служили первоначально пальцы рук (и ног).
Она применяется для учета прерывающихся сочетаний отдельных вещей. А в учете
непрерывных (геометрическом) она применяется с помощью произвольно
устраиваемых, реально или мысленно, перерывов (верстовой столб, разделительная
черта и т.д.)» [Очерки всеобщей организационной науки, с. 315]. Единоцентрие — это правильная
форма «централистической» связи,
когда «стройно организованная эгрессия
характеризуется одним центром, а если
она сложная, цепная, то у нее есть один высший, общий центр, и каждая группа ее
членов непосредственно связывается с одним ближайшим, а не с двумя или
несколькими центрами» [Тектология, кн. 2, с. 118]. Единство —
относительно «устойчивая связь частей комплекса» или системы [Эмпириомонизм, с. 8]. Единство и борьба противоположностей — один из трех «законов» формальной диалектики, согласно которому общая механика всякого развития объясняется взаимодействием скрытых в вещах противоположностей, точнее говоря,
источником всякого системогенеза
в природе и обществе является обязательное наличие в развивающейся системе внутренних противоположно
направленных активностей. Например, с
позиций формальной диалектики «вполне естественно объяснить движение
противоречием или борьбою идей “нахождения” и “ненахождения
в определенном месте”», а с позиций тектологии это недопустимо, поскольку движущееся «тело не находится в каком-либо определенном
месте, а перемещается» [Философия
живого опыта, с. 191]. См. софистика
движения. Единство и отдельность предмета (процесса) — это «его тожество» в различные моменты времени» и «его не-тожество с
другими предметами природы». С организационной
точки зрения все предметы – это процессы, т.е. непрерывно изменяются в
своей взаимосвязи и в абсолютных состояниях не существуют. Аргументация в
пользу относительного характера единства и отдельности предметов-процессов следующая.
С одной стороны, «абсолютное единство существования и абсолютная отдельность
предметов опровергается развивающейся наукой, которая всюду находит изменения (что противоречит абсолютному
единству существования предметов), и всюду устанавливает непрерывные связи явлений (что противоречит абсолютной
отдельности)». С другой стороны, «абсолютное
отсутствие единства и отдельности сделало бы познание невозможным: чтобы
познать явление, чтобы составить о нем понятие, надо выделить явление из других
и признать его за нечто единое – найти в нем отдельность и единство. Но так как
познание существует, то существует также единство и отдельность предметов и
процессов; но то и другое не абсолютно, т.е. относительно». Именно так решается
вопрос о характере единства и отдельности предметов-процессов, а чтобы уйти от
такого его решения, «надо отказаться или от последних выводов развивающейся
науки, или от познания вообще» [Письмо в редакцию (октябрь 1899), с. 1971]. Единство существования — это «непрерывность процесса», которая «выводится
сознанием из сходства между его последовательными стадиями». Например:
«наблюдая то, что называется “предметом” в различные моменты его существования,
человек получает сходные впечатления;
это сходство впечатления он и описывает, говоря о постоянных свойствах предмета»; но «если бы не было этого сходства,
если бы изменения совершались не постепенно и последовательно, а были бы
резкими превращениями, то не было бы никакой возможности в различное время
признать предмет за одно и то же. Следовательно, на сходстве разновременных
впечатлений, на последовательности совершающихся изменений основывается понятие
о непрерывности, об единстве
существования предмета»; причем «единство это не абсолютное, а относительное;
потому что сходство разновременных впечатлений имеет свои пределы» [Основные элементы,
с. 22, 21]. Единый хозяйственный план — проект научного регулирования хозяйства на базе тектологического
подхода и цепной связи всех отраслей
производства. Согласно первому
положению системного подхода
«общество представляет систему человеческих активностей в природной среде в
борьбе с ее сопротивлениями», а согласно второму – «в обществе каждая отрасль
его хозяйства, каждое предприятие, каждый работник выполняют свою определенную
функцию». Исходя из этих основных положений, решаются вопросы организационного равновесия и развития. Первый «касается закономерности, связывающей производство
и распределение. Рассматривая то и другое как функционально-необходимые части
хозяйственного процесса и зная, что производство дает все продукты для
распределения, а распределение служит в свою очередь для поддержания производства,
легко установить следующее условие равновесия: равновесие общественного хозяйства возможно тогда, когда каждый его
элемент путем распределения получит все необходимые средства для выполнения
своей социально-производительной функции. Так, работнику должны даваться
средства потребления, достаточные для поддержания его нормальной рабочей силы,
предприятию – материалы, топливо, орудия в надлежащем количестве для
дальнейшего производства и т.д.». С организационной
точки зрения все отрасли производства «функционально связаны между собой цепной связью: одни для других дают
необходимые средства производства, в том числе и те, которые производят предметы
потребления и тем самым доставляют для всех других средства восстановления рабочей
силы». Это не простая линейная цепь, а гиперцикл,
состоящий из множества циклов: «если,
например, металлургическая промышленность дает железо, сталь и проч. для машиностроительной
и других отраслей, обрабатывающих металлы, то сама от них же получает машины и
инструменты; угольная питает все другие топливом, а сама у многих из них берет
орудия и материалы. Таким образом, цепная связь не раз переплетается возвратными
ветвями; но, очевидно, это только делает ее еще более тесной. Из цепной связи
прямо вытекает определенная пропорциональность
отраслей как необходимое условие равновесия хозяйственной системы: все они
должны быть взаимно достаточны, иначе
равновесие нарушается и происходит в той или иной мере дезорганизация целого».
Вся система хозяйства действует как
«единый цепной механизм, первое звено которого – производство основных средств
производства, а последнее – производство предметов потребления, поддерживающих
жизнь и трудовую энергию общества». Эта же пропорциональность определяет и
объективную возможность расширения разных отраслей, вследствие чего дальнейшее
развитие хозяйственного процесса в целом «подчиняется закону наименьших», иначе говоря, «расширение хозяйственного целого
зависит от наиболее отстающих его частей». Для распределения производительных
сил требуется «научно-статистический расчет пропорций разных звеньев
экономического целого, который соответствовал бы его равновесию»; естественно,
исходным пунктом расчета должны быть человеческие потребности – «конечное звено
цепного механизма, к которому должны приспособляться все прочие звенья». Таковы
общие «методы научно-планомерной организации хозяйства» [Тектология,
кн. 1, с. 274-276, 278]. «Ектизм» — распространенная на стадии стихийного социогенеза «двуцентренная»
форма социальной дегрессии; точнее
говоря, разновидность «дуалистической системы мировоззрения», которая
«концентрирует весь опыт около двух» таких «высших, предельных понятий», как
«субъект» и «объект» [Тектология, кн. 2, с. 121].
Иными словами, «ектизм» – это индивидуалистическая,
следовательно, исторически преходящая форма
мышления, возникшая из авторитарной антитезы «духовное – телесное», или,
что то же самое, «организатор – исполнитель», так как в основе этого лежит
дробление коллективного человеческого опыта,
которое и приводит, собственно, к дроблению
человека. В настоящее время «ектизм» не может
восприниматься иначе как атавизм мышления,
как сохранившаяся до сих пор «привычка философствующих
людей представлять себе познание разложенным на субъект и объект» [Познание с исторической
точки зрения, с. 258]. Краткая формулировка «ектизма»
– «субъект-объектный» дуализм. «Ектогенез» — возникновение «субъект-объектного» дуализма.
Человек «в трудовом процессе организует природу. И если мышление
держится в рамках авторитарной противоположности начала
активно-организаторского и начала пассивно-исполнительского, то универсальное
отношение человека и природы представляется ему, как отношение “духа” и “материи”.
Понятие “материи” становится равным понятию всей внешней для человека природы,
всего “объекта”, на который направлена познавательная и практическая деятельность
людей. Отношение человека и природы выступает в форме категории “духа” –
“материи”, а затем “субъекта” – “объекта”. Таким путем идет развитие
авторитарного мышления». В дальнейшем «категория “субъекта” – “объекта”, форма
авторитарная по происхождению, наполняется, или вернее, преобразуется
индивидуалистическим содержанием. Это – обычное явление в истории человеческой
мысли: новая историческая формация берет наследство старой, но вкладывает в
него свою жизнь, ассимилирует его» [Философия
современного естествоиспытателя, с. 54]. Естественные науки
— это «высшее обобщение технических наук, организующая их надстройка».
Совокупность естественных наук представляет собой «высшую идеологию техники» [Общественно-научное значение
новейших тенденций естествознания (тезисы), с. 461]; иными словами, это «система
норм целесообразности высшего порядка,
норм, нормирующих нормы, подчиняющих себе применение всяких практических
правил». Например, «когда инженер при помощи математического анализа и
принципов механики вырабатывает проект постройки здания и моста, он создает
непосредственно-технические нормы целесообразности при помощи норм научных» [Вопросы
социализма, с. 63]. См. естествознание. Естественный материализм — не лишенная своеобразного радикализма несколько
примитивная философия, бывшая в XIX веке «идейным знаменем суровых демократов – “нигилистов”»
и, вообще, «родственная всем “крайним” идеологиям. Стремясь достигнуть строгого
монизма в познании, это мировоззрение
строит свою картину мира всецело из одного материала – из “материи” как объекта
физических наук. Атомистически представляемая материя
в своих разнообразных сочетаниях, в своем непрерывном движении образует все
содержание мира, сущность всякого опыта, и физического и психического. Неизменные
законы ее движения в пространстве и времени – последняя инстанция всех возможных
объяснений. К монизму, таким образом, присоединяется строгая тенденция научного объективизма, и отсюда – крайняя вражда этой философии ко всем
фетишам религиозных и метафизически-идеалистических мировоззрений»
[Эмпириомонизм, с. 216]. Естественный подбор
— подбор жизненных форм действием их природной
среды; иначе говоря, процесс
выживания наиболее приспособленных к условиям
среды организмов и гибели неприспособленных. С организационной точки зрения «объектом подбора являются живые
организмы; фактором – их природная среда; основой подбора – их жизнеспособность
по отношению к этой среде» [Тектология, кн. 2, с. 191].
С энергетической точки зрения всякий акт
подбора представляет собой возрастание или уменьшение энергии жизненной формы (в первом случае подбор называется положительным, во втором – отрицательным), поэтому в целом нельзя
сводить весь процесс естественного
подбора к одним лишь моментам гибели и сохранения. Методологическая концепция
подбора «выражает непрерывное соотношение между данною формой жизни и ее
средою: отрицательный естественный подбор только завершается смертью, т.е.
разрушением жизненной координации, а до этого момента он выражается именно в
понижении энергии данной формы, в отнятии этой энергии средою; точно так же и
положительный подбор не сводится к сохранению и размножению формы», выражаясь в
«непрерывном равновесии или возрастании ее энергии за счет среды», в «процессах,
которые в сохранении и размножении только обнаруживаются наиболее наглядно». Отличительной
особенностью естественного подбора является его колоссальная расточительность в
средствах достижения конечных результатов и при этом чрезвычайная медленность
их достижения. В этом он значительно уступает всем другим разновидностям
подбора – общественному, искусственному и психическому. Естественному подбору «нужны десятки и сотни тысяч
лет, чтобы выработать сколько-нибудь значительное изменение жизненных форм», в
то время как общественный подбор обходится «сотнями и даже десятками лет» и при
этом скорость его постоянно растет [Эмпириомонизм, с. 144, 246]. Естествознание — это
«высшая идеология техники, высшая идеология материально-производительных сил» и
«в конечном счете социальная техника» [Общественно-научное значение новейших
тенденций естествознания, с. 6, 24]; или, более конкретно, группа наук, которые
по своему социальному существу представляют «общее учение о тех сопротивлениях-активностях
внешней природы, с которыми встречается коллективный труд человечества»
[Вопросы социализма, с. 389].
|