|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
Ж
«Женская логика» —
«суждение по аналогии по типу от одного к другому» [Пределы научности
рассуждения (доклад), с. 19], например: если органы зрения у человека и осьминога
структурно сходны, значит, и органы слуха тоже. Конечно,
забавно, иногда и очень смешно, когда такая логика
проявляется в научном споре или просто в приятельской беседе, и совсем не до
смеха, если такой логикой руководствуется власть,
как, например, печально известная в истории
инквизиция: если правоверный сказал нечто такое, что и какой-нибудь еретик,
значит, они одного поля ягодки, – вот и отвечай теперь правоверный за все его
ереси. Жест — это
«сокращенное, неполное воспроизведение трудовых актов» [Эмпириомонизм, с. 271]. Живое существо — с позиций тектологии – это «система систем равновесия, устроенных, как бирегуляторы, вследствие чего элементы, вступающие извне в состав тканей, группируются в те сочетания, которые этим тканям свойственны, а группировки иного рода не удерживаются, распадаясь по мере своего возникновения»; благодаря такому механизму ассимиляции «живое существо является “самовоспроизводящейся машиной”» [Борьба за жизнеспособность, с. 23]; с позиций эмпириомонизма – это прежде всего определенный комплекс непосредственных переживаний, частью входящих в основную координацию
– психический опыт, частью в нее
прямо не входящих, но находящихся в некоторой связи с этой координацией. Таков человек «в его “непосредственном существовании”, так сказать,
“человек an sich [в себе]”.
Но не таким является он в опыте другого. Для другого “живого существа” человек выступает,
прежде всего, как восприятие в ряду
других восприятий, как определенный зрительно-тактильно-акустический комплекс в
ряду других комплексов. Этот комплекс возникает и исчезает и вновь проявляется
в такой же связи, как другие “восприятия”; иногда он воспроизводится в
несколько иной связи и с иной окраской, как “представление”. Таков первоначальный психический образ
человека в опыте другого человека. Аналогичный, но во многих
частностях отличающийся комплекс представляет человек и для самого себя, поскольку
он “воспринимает” свое “тело” при помощи зрения, слуха, осязания и т.д., как
“воспринимают” это “тело” другие люди». Затем, в дальнейшем развитии опыта, человек оказывается для себя и
для других физическим телом в ряду
других физических тел. Это тело
связано с остальными телами и вообще со всем физическим миром
«определенной объективной закономерностью; оно при определенных
условиях возникает, некоторое время непрерывно существует, подвергается
определенному, объективно обусловленному, циклу изменений и
наконец завершает этот цикл тем, что разрушается. Это также комплекс
зрительных, тактильных и прочих элементов, очень сходный с двумя предыдущими
фазами», но «выступающий в иной связи опыта: человек как объективный физиологический
процесс. Наконец, благодаря тому, что люди взаимно “понимают” друг друга в своих
“высказываниях”, человек и для других становится координацией непосредственных
переживаний, “психическим процессом”» [Эмпириомонизм, с. 75]. «Живое тело» — физиологический процесс, который с позиций эмпириомонизма
есть «продукт социального согласования», т.е. «результат коллективной
гармонизации тех бесчисленных “отражений”, которые порождаются одними
жизненными комплексами в других» [Эмпириомонизм, с. 80]. Живой организм — (от греч. οργανικός – снабженный орудиями или органами; όργανον – орудие, орган чувств) — это способная к размножению высокоорганизованная пластичная система, которая «не только сама себя регулирует, но и сама себя ремонтирует», сохраняя при этом или увеличивая свою жизнеспособность [Тектология, кн. 2, с. 95]; образно говоря, это «самовоспроизводящаяся машина жизни», тектологически представляющая собой «систему равновесия систем равновесия», в которой «саморегулирование частей дополняется и завершается их взаимным регулированием в связи целого; то и другое вместе обусловливает сохранение жизни, ее устойчивость в изменениях, а следовательно, и возможность развития, вообще – жизнеспособность организма», т.е. в целом уровень его жизнеспособности «зависит от жизнеспособности всех отдельных частей и от их взаимоотношений» [Борьба за жизнеспособность, с. 26], а его относительная устойчивость в среде определяется принципом минимума, согласно которому «все системы органов живого организма в их неразрывной цепной связи взаимно необходимы и должны быть взаимно достаточны: каждая дает для других некоторые условия жизни, и жизнь целого поэтому необходимо ограничивается уровнем жизнедеятельности наиболее слабых, наиболее отстающих систем. Если, например, источник слабости и упадка заключается в системе дыхательных органов или органов выделения, то поддержать именно их – значит поднять и жизнь целого до уровня следующей наиболее отстающей от других системы» [Тектология, кн. 2, с. 79]. С энергетической точки зрения всякий живой организм в течение своего развития «проходит три последовательные стадии: во-первых, стадию роста, когда ассимиляция преобладает над противоположным процессом; во-вторых, стадию приблизительного равновесия, когда незаметно преобладание той или другой стороны явления; в-третьих, стадию упадка, когда перевес на стороне дезассимиляции» и которая «естественно завершается уничтожением формы» [Основные элементы, с. 79]. Как явление в природе, рассматриваемый с чисто организационной точки зрения, живой организм представляет собой высочайшей степени супраддитивную целостность, т.е. целое, которое на много порядков больше суммы своих частей, поскольку «сумма активностей-сопротивлений, которые организм проявляет по отношению к своей среде с ее враждебными силами, гораздо больше, чем простой результат сложения тех элементарных активностей-сопротивлений, какими обладают по отдельности, например, клетки нашего тела, отделенные от целого, они беззащитны перед средою и немедленно разрушаются. Но если бы даже они могли жить самостоятельно, как амебы, то разве 60-100 триллионов амеб составили бы по отношению к природе такую силу, какую представляет человек?» [Вопросы социализма, с. 400]. В тектологии употребителен и краткий вариант термина – организм.
Животное — элемент зоосферы, представитель «зоологического типа развития» организмов [Познание с исторической точки зрения, с. 75-76]. Жизненная форма (жизнеформа) — см. форма жизни. Жизненный идеал — эгрессор
какой-либо социальной дегрессии;
иначе говоря, концентрированное идеологическое отражение определенной тенденции социогенеза,
т.е. тот или иной социальный идеал,
являющийся высшей конечной целью
человеческой деятельности и выражающий стремления людей к такому мыслимому
«устройству жизни», которое
«считается его наиболее совершенной формой организации» [Тектология,
кн. 2, с. 67]. Жизненные идеалы
бывают пассивно-организационные, как, например, буддийский или христианский
идеал, и активно-организационные, как, например, социалистический идеал. Жизненный цикл организма — элемент
расходящейся популяционной ризомы, слагающийся из двух противоположно направленных тектологических актов: первый – от зарождения организма
до его полной зрелости – это развитие
системы (ассимиляционные процессы преобладают
над дезассимиляционными, энергия системы растет, возрастает ее жизнеспособность), второй – от зрелости организма до его распада –
это деградация системы (дезассимиляционные процессы преобладают над ассимиляционными, энергия системы падает, жизнеспособность снижается) [Эмпириомонизм,
с. 57]. Жизнеподбор (биоподбор) — проявление второго
закона Богданова в области жизни,
согласно которому «одинаковые влияния действуют одинаково – разрушающим или сохраняющим
образом – на формы, одинаковые по жизнеспособности», а в случае разных – «подбирается
и сохраняется большая жизнеспособность, устраняется меньшая»; проще говоря,
жизнеформы
подбираются и уничтожаются действием их внешней
среды по известной схеме: «внешние отношения определяют судьбу внутренних,
как и вообще определяют в процессе изменения сами эти внутренние отношения».
Таким образом, «в борьбе за существование сохранение и размножение означает
всегда жизнеспособность форм, их упадок и гибель недостаток жизнеспособности». Действию
жизнеподбора подвержены все без исключения жизнеформы, при этом «для сохранения или гибели подбираются
не только особи, но и целые семьи, общины, виды – формы коллективные;
подбираются и клетки в пределах организма – формы простейшие», причем «те
формы, которые самостоятельно не размножаются, подвергаются подбору через
посредство форм прямо размножающихся. Так исчезает вид, если гибнут без
потомства его особи, атрофируется ткань организма, если умирают без размножения
его клетки». Регулирующий область жизни механизм жизнеподбора
«приводит к тому, что одни особенности строения форм сохраняются путем
размножения, другие гибнут вместе с самими формами» [Основные элементы, с. 98-99]. Жизнеразность — это энергетическая величина жизненных процессов, характеризующая разность состояний живого организма
с энергетической точки зрения: при перевесе ассимиляции над дезассимиляцией возрастает энергия системы, которая может впоследствии
тратиться в жизненном процессе, и наоборот, преобладание дезассимиляции
уменьшает внутреннюю энергию системы.
Первый случай представляет собой положительную
жизнеразность, второй – отрицательную [Эмпириомонизм,
с. 57]. Жизнеспособность — это «степень
соответствия внешних и внутренних отношений» живого организма, «причем под несоответствием понимается тот случай,
когда внешние отношения разрушают внутренние» [Основные элементы, с. 98]. С
энергетической точки зрения наиболее жизнеспособен тот организм, который обладает «наибольшей суммой энергии, вместе с
наибольшей гибкостью и разнообразием органических приспособлений» к природной среде [Тектология,
кн. 2, с. 191]. В своей борьбе за
существование организм, затрачивая накопленную энергию, преодолевает сопротивления
среды и выполняет это тем успешнее, тем совершеннее, чем большею суммою
накопленной энергии располагает и чем выше ее организованность, которая определяется строением этого организма.
Оба эти момента, взятые вместе, представляют меру «силы» организма в его
жизненной борьбе, – меру его жизнеспособности. Более жизнеспособен тот живой
организм, или, в самом общем виде, «та форма жизни, которая с относительно
равными затратами энергии производит во внешней среде относительно больше
изменений – полезных для себя, направленных к сохранению формы» [Основные
элементы, с. 95]. Понятие «жизнеспособность» следует отличать
от понятия «социальная выживаемость»:
жизнеспособность организма есть результат естественного
подбора, в то время как социальная
выживаемость – результат социального
подбора, т.е. при совпадении объекта
подбора (живой организм) и основы
подбора (его приспособленность в конкретной среде) факторы подбора различны (в первом случае – это природная среда, во втором – социальная среда). Например, при капитализме выживают «не индивидуумы выше организованные, а те, которые
располагают наибольшим и наиболее выгодно вложенным капиталом, т.е.
возможностью всего полнее пользоваться избыточной энергией общества, его
“прибавочным трудом”. Опыт показывает, что эти условия отнюдь, вообще говоря,
не совпадают с максимумом жизненной организованности» [Тектология,
кн. 2, с. 191-192]. Таким образом, «всякая жизнеспособность относительна; она
существует только по отношению к той или иной данной среде; и элементы, в
высшей степени приспособленные для одной среды,
наиболее устойчивые под ее влияниями, в другой среде или под существенно иными
воздействиями могут оказаться и в большинстве случаев окажутся мало приспособлены
и неустойчивы» [Тектология, кн. 1, с. 211]. Жизнь — это
непрерывный процесс приспособления
размножающихся органических форм к
условиям внешней среды, возможный
лишь на основе «преобладания
положительного подбора над отрицательным. Если это
преобладание слишком значительно, положительный подбор как бы загромождает
жизнь чрезмерным богатством возникающих и развивающихся форм, и жизнь
становится дисгармонична; если этого преобладания совсем нет – рост жизни делается невозможен, и она приходит к застою». Таким образом, функции подборов
в развитии жизни взаимодополнительны
и неравноценны: «положительный подбор есть стихийное творчество жизни», т.е. «сама жизнь», «отрицательный – ее стихийный
регулятор», т.е. «контролирующий механизм
ее движения» [Эмпириомонизм, с. 261]. С организационной точки зрения «жизнь есть высший тип явлений
вселенной, тип завоевательно-прогрессивный», который,
в свою очередь, представляет ряд различных ступеней организации: от простейшей клетки до человеческого организма – «колонии, образованной из многих
триллионов гораздо более сложных дифференцированных клеток». Во всей своей
совокупности этот ряд образует «лестницу развития психических комплексов, от
примитивных ассоциаций ощущений, свойственных каким-нибудь амебам, до
сложнейшего психического опыта людей, разные ступени индивидуальной организации элементов». Высшим пределом лестницы
является человеческий коллектив –
«великий социальный организм» [Философия живого опыта, с. 241]. По своему
основному составу жизнь «есть
комбинация тех же химических элементов, какие образуют атмосферу и океаны:
кислород, водород, азот, углерод с прибавлением еще некоторых имеющихся в виде
растворенных соединений также и в морской воде». В полном соответствии с принципом дополнительных соотношений
«жизнь в целом, или “биосфера”», так же как и атмосфера, гидросфера, литосфера
и другие оболочки Земли, рассматривается «как часть одной, более широкой
системы» – геосферы [Тектология, кн. 2, с. 17]. Жизнь организма —
это непрекращающаяся «борьба со средой за существование, за непрерывное
сохранение» собственной формы жизни,
за постоянное увеличение своей жизнеспособности,
что с общих позиций тектологии
«сводится к подвижному равновесию со средой, к процессам ассимиляции-дезассимиляции»
и размножению [Тектология,
кн. 2, с. 209]. Жир (жировое отложение) — это инородное тело
для организма, которое в нем образуется, «когда доставляемое извне
питание не ассимилируется тканями»; более того, «стесняя жизнедеятельность
тканей», оно «легко может вести к их атрофиям и перерождениям», и уж во всяком
случае, благодаря своему «хронически действующему вредному влиянию», оно всегда
ведет к «чрезмерной растрате энергии живыми тканями» [Эмпириомонизм, с. 60]. Жречество — эгрессивно-дегрессивный социальный комплекс менового общества, иначе говоря, исторически
сложившиеся в сфере идеологии «мирно-организаторское
сословие», использующее свое положение посредника между людьми и божеством для ассимиляции избыточной социальной энергии, причем его катагеничность напрямую зависит от величины этой ассимиляции, которая нередко превосходит нормальные
потребности, связанные с поддержанием его жизнедеятельности. В фазе стихийного социогенеза жрецы
– не только «мирные организаторы, необходимые для общества хранители опыта», но
и «руководители производства во всем, что выходит за пределы отдельных хозяйств
или за пределы знаний их руководителей» [Наука об общественном сознании, с.
350]. По мере перехода социогенеза в сознательную
фазу жрецы все более и более вырождаются и, регрессируя, превращаются в социальных вампиров.
|