|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
Х
Хаос — «стихийная жизнь вселенной»,
которая «есть не что иное, как борьба и развитие разных типов и ступеней
организации» [Философия живого опыта, с. 251]. Харибда биопрогресса — вся совокупность частных ограничителей, которая
в отличие от единого всеобщего ограничителя – Сциллы биопрогресса,
контролирующей всю биосферу в целом, – суживает каждым своим парциальным
регулятором область развития той или иной отдельной биоформы.
Для каждой из них узкая граница области борьбы за жизнь
определяется внутренними отношениями данной формы и зависит не от общего
количества солнечной энергии, а только лишь от доли, находящейся в непосредственном
распоряжении, т.е. в подходящем для данной биоформы виде
и притом в пределах ее внешних отношений. Иными словами, «область, в пределах
которой жизненная форма имеет действительную возможность бороться за свое
существование» [Основные элементы, с. 89], ограничена ее конкретным биолимитом, совокупность которых и есть, образно
говоря, Харибда всего биопрогресса в целом. Химера (от греч. Χίμαιρα
– мифическое огнедышащее чудовище с головой льва, туловищем козы и хвостом
дракона) — в обыденной речи – реально неосуществимый замысел, утопический
проект, оторванная от действительности мечта, несбыточное желание или крайне
причудливая фантазия; в терминах тектологии
– предельно противоречивая и совершенно нереализуемая на практике система
идей, или просто совокупность противоречиво разнородных и
несвязанных дополнительными соотношениями идей; т.е. некий
идеологический оксюморон, несовместимая совместимость. Хозяйственный
план — с организационной
точки зрения ряд управляемых тектологических
актов, цель которых – перевести хозяйство из данного тектологического состояния в расчетное, т.е.
составленный на определенный период времени проект развития хозяйства.
Если такой проект объединяет все сферы производства и в его основе лежат
научно-организационные принципы регулирования, то
он называется единым хозяйственным планом. Хозяйство — это экономика плюс техника,
поскольку хозяйственные отношения включают в себя не только
«взаимоотношения людей в производстве и присвоении», но и «отношения людей к
природе, всю сумму методов борьбы с нею или ее эксплуатации» [Вопросы
социализма, с. 306]. Цель хозяйства – «удовлетворение человеческих
потребностей (а затем, конечно, и их развитие)» [Тектология,
кн. 1, с. 276]. Холизм (от греч. ὅλος – целый, весь) — философия целостного опыта,
т.е. эмпириомонизм. Холограмма (от греч. ὅλος – целый, весь и γράμμα
– все начерченное и написанное) — коллективное представление
о мире или его фрагменте, т.е. физиограмма мира
или отдельного предмета. Холография (от греч. ὅλος – целый, весь и γράφω
– чертить,
рисовать, писать) — отражение протореальности, воспринимаемой
индивидуально как хаос элементов, в социально-организованном
опыте всего человечества,
т.е. эмпириомонистическая физиография. Храм — эгрессивного
типа социальная связь в эпоху авторитаризма, «объединяющая верных
между собою и с самим божеством, идеализированным представителем прошлых поколений»
[Наука об общественном сознании, с. 382]. Христианская
идеология —
форма социального лешательянства, или, с точки
зрения тектологии, социальная дегрессия пассивного
типа, т.е. лишенная практической революционности идеология, призывающая
не к активной борьбе, а к покорности, терпению и пассивному ожиданию
пришествия вождя-спасителя (Мессии), который устроит новый мировой порядок в
пользу всех страдающих и угнетенных. В начальный период своего развития «идеи
христианства были выражены и развиты по преимуществу свободными людьми –
пролетариями, и отчасти представителями имущих классов, примкнувших к новой
вере», и напротив, «рабы, слишком задавленные неволей и эксплуатацией, редко являлись
идеологами-творцами». Однако именно их жизненные условия наиболее сильно
отразились в христианстве, в котором представление о мироустройстве
«выработалось глубоко авторитарное: беспредельная, руководящая вселенною власть
и люди – ее рабы, независимо от их свойств и положения». Об этом же говорит и
все нравственное учение христианства, «проникнутое духом кротости, смирения,
непротивления», которое совершенно не соответствует «настроению тогдашних
пролетариев, с их вовсе не мягкими, часто буйными нравами, с их пристрастием к
жестоким зрелищам, вроде гладиаторских игр», и напротив, полностью соответствует
«настроению рабов, беззащитных жертв чужой жестокости, далеких даже от мысли о
борьбе. Влияние рабов, а не пролетариев сказалось и в замечательной, по тем
временам, организованности движения: пролетарии-босяки всегда к ней мало
способны, рабы же воспитаны в строгой дисциплине». Христианство стало общей религией
всех угнетенных классов в силу своего «утешающего учения о другой жизни,
о превращении последних в первых», и вообще, в богатом материале христианства
было достаточно идей, удовлетворявших все без исключения угнетенные
классы; а поскольку никакой борьбы между ними не было и «угнетенное положение
сближало их», то именно в их среде и смогла выработаться общая идеология, названная
в честь вождя-спасителя христианской [Наука об общественном сознании, с.
399-400]. Христианский
идеал — это
идеал-мечта, элементами которого являются «представление о справедливости
на том свете, о награде страдающим, смиренным и покорным, о наказании злым и
гордым, причем и награда, и наказание осуществляются не усилиями самих людей, а
божеством, высшей мировой активностью, восстанавливающей нарушенное в земной
жизни равновесие». Христианский идеал – это психическая «реакция “самоутешения”,
вполне соответствующая принципу Ле-Шателье: внутреннее
противодействие психики той боли, которая причиняется разрушительными силами
извне»; иными словами, этот идеал-мечта выражает «тяготение коллектива к
равновесию» [Тектология, кн. 1, с. 256-257]. См. закон
равновесия. Христианский социализм — идеологическая химера
в виде синкретического сочетания авторитаризма (туловище),
коллективизма (голова) и индивидуализма (хвост). В разных странах и в разные исторические моменты под
вывеской «христианский социализм» скрывалось самое различное социальное содержание. Например, «в Англии первой
половины XIX века это имя прилагалось к элементам действительно
социалистическим по своей основной тенденции, но не порвавшим еще с
авторитарными схемами мысли, с религиозной ее оболочкой». С другой стороны,
«имеются и теперь особенно возрастают в числе присваивающие себе это имя
представители фарисейской, сознательной апологетики» [Падение великого
фетишизма, с. 134]. Христианство — эгрессивно-дегрессивная
эйдосистема пассивного типа, точнее,
глобальная система Ле Шателье
в эйдосфере, т.е. «колоссальная организация и
могучая культура, завоевавшая мир»; культура, «вся проникнутая духом
пассивности, непротивления», с оторванным от действительности «потребительно-коммунистическим идеалом»; культура
авторитарного типа с элементами индивидуализма. Построение мира в
христианстве «строго авторитарное: бог сотворил мир, все ему подчиняются;
нравственное учение насквозь проникнуто духом подчинения, – рабы да повинуются
господам, всякая душа властям предержащим да повинуется». Цель, которая
ставится в христианстве каждому отдельному человеку, – личное спасение,
– индивидуалистическая, но в подчинении авторитету, так как она
достигается только по указанию божества и с его помощью. Первоначально
христианство являлось «коммунистической сектой. То, что называется причастием,
есть воспоминание об общих трапезах»: собирались пожертвования, и устраивался
общий стол. Дух христианства – дух любви, из которого выводится непротивление,
отвращение к насилию и, как следствие, пассивное отношение к действительности с
отсутствием идей творчества и борьбы. Христианский идеал – «царство
небесное» – оторван от действительности и подлежит осуществлению не деятельностью
людей, а волей и властью божества [Элементы пролетарской культуры,
с. 9-10]. Христос — эгрессор
христианства, его главный идеолог и основной авторитет, или, что
более точно, триггерный эгрессивный
центр всей христианской культуры и ее всемирной организации.
Будучи реформатором ветхозаветного менталитета и триггером
новозаветного, «Христос, если он существовал, был несомненно пролетарием». В то
время творцами новой идеологии в наибольшей степени должны были явиться
«пролетарии, люди вольные, менее угнетенные, духовно не столь обессиленные
жизнью», как рабы, которые, тем не менее, внесли в христианство «очень многое:
свою невольную организованность, свою авторитарно-бытовую забитость, свой дух
непротивления и отвращения к жестокости, к насилию». Если экономическая
составляющая христианской организации была в основном заслугой рабов, то
идеологическая – пролетариев. «В Иудее было тогда вообще много
пролетариев благодаря сильному разорению этой провинции. Также и апостолы были
люди свободные, но лишенные собственности и коммунисты», а «записанные кем-то
позже» деяния апостолов и есть, собственно говоря, «история первых христианских
коммун» [Элементы пролетарской культуры, с. 12]. Для правоверного христианина Иисус
из Назарета – не только провозвестник истины, «вокруг
которой собираются представители новой, развивающейся жизни», он есть сам
истина. Когда Понтий Пилат «задавал Христу свой презрительно-насмешливый
вопрос: “Что есть истина?” – за плечами самодовольного скептика стояла, его
устами говорила многовековая классическая культура. Старый, одряхлевший мир не
верил ни в какую истину; он запутался в безысходных противоречиях. Этот мир был
так безнадежен, что его представитель – Пилат – был признан недостойным
получить ответ на свой вопрос: ответ все равно не был бы понят. Истина предназначалась
не для того мира, который пережил сам себя, – а для того, который еще только
зарождался, за которым было будущее» [Основные элементы, с. 1]. Хронотоп (от греч. χρόνος
– время и τόπος – место) —
пространственно-временная дегрессия какого-либо события.
Например, хронотоп смерти Наполеона: 5 мая
1821 года, о. Св. Елены. Хронофаг (от греч. χρόνος
– время и φάγος –
пожиратель) — комплекс, снижающий производительность труда,
уменьшающий эффективность использования рабочего времени, т.е. всякого
рода комплекс, который является причиной либо непроизводительной, либо
неэкономной траты времени. Например, во всяком общежитии «все нарушения мира и
порядка действуют на каждого обитателя: один нервный и беспокойный или больной
человек лишает спокойствия и отдыха также всех прочих; один работающий по ночам
подрывает дневную трудоспособность многих других и т.д.» [Тектология,
кн. 1, с. 269]. Хронофагия (от греч. χρόνος
– время и φάγος –
пожиратель) — непроизводительная трата рабочего времени, необходимого для выполнения
поставленной задачи в срок; т.е. сам процесс потери
производительного времени под воздействием непредвиденных помех, при
вмешательстве посторонних факторов в технологический процесс; например, остановка
предприятия при отключении электроэнергии, задержка сборки узла или монтажа
конструкции при отсутствии детали, диссипация творческого времени ученого или
писателя в условиях бытовых неурядиц (семейные ссоры, дети, шумные соседи,
назойливые друзья, выход из строя сантехники, отопления, электроплиты, отключение
воды, электричества и т.д.). Художественная
идея — это
замысел произведения искусства и «сущность его выполнения или задача и
принцип ее решения». С позиций тектологии, как
бы ни смотрел на поставленную задачу сам художник, но «в
действительности она есть всегда задача организационная. И притом в двух
смыслах: во-первых, дело идет о том, чтобы стройно и целостно организовать
некоторую сумму элементов жизни, опыта; во-вторых, о том, чтобы созданное таким
образом целое само служило орудием организации для некоторого коллектива. Если
налицо нет первого, то перед нами не искусство, а нескладица; если нет второго,
то произведение никому, кроме автора, не интересно и ни для чего не нужно» [Вопросы
социализма, с. 432]. Художественная
форма —
«способ стройно сочетать элементы содержания, т.е. организовать его материал»;
причем «всегда и всюду способ организации зависит от подлежащего ей материала»,
поскольку «форма не может не зависеть от содержания» [Вопросы социализма, с.
451]. Художественное творчество — организационная человеческая
деятельность, в которой «организация идей и организация вещей нераздельны.
Например, взятые сами по себе архитектурное сооружение, статуя, картина
являются системами “мертвых” элементов – камня, металла, полотна, красок; но
жизненный смысл этих произведений лежит в тех комплексах образов и эмоций,
которые вокруг них объединяются в человеческой психике». Художественное творчество «своими особыми методами
организует представления, чувства, настроения людей, тесно соприкасаясь с
познанием, часто с ним прямо сливаясь, как беллетристика, поэзия, живопись».
Основным принципом художественного творчества
является стройность и гармония [Тектология, кн. 1, с. 70]. Художник —
«организатор чувства и мысли», но при этом всегда «идеолог некоторого
коллектива – класса или группы», организованно воплощающий в образах «его мирочувствование, миропонимание, практическое мироотношение, стремления, идеалы» [Вопросы социализма, c. 452, 455, 450].
|