|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
Ц
Царь — с позиций тектологии эгрессор социальной системы в эпоху авторитаризма. «Царь в
голове» — в широком значении – это ум,
разум, а в более определенном и строго научном – это тектология, ее прообраз в авторитарном мышлении, в котором еще в эпоху
авторитаризма метафорически
выразилось народное понимание
главенствующего значения системообразующих
концентрированных знаний в освоении,
объединении и в конечном использовании личного опыта. Царь
природы — это звание по праву
принадлежит человеку. В отличие от
всех остальных представителей животного царства, имеющих для борьбы за жизнь «только органы их тела –
лапы, когти, зубы, клювы», он – «единственное животное, которое делает орудия, дополняет свои природные органы
как бы новыми искусственными. Одно это резко выделило человека из царства
животных и позволило ему победить прежних царей природы, ее гигантов, далеко
превосходящих его физическою силою» [Начальный курс политической экономии, с.
39]. Целесообразность объективная — это «результат
мировой борьбы организационных форм», в которой одни формы разрушаются и исчезают, а другие сохраняются (последние
принято считать «более целесообразными» в отличие от первых «менее
целесообразных» или даже «нецелесообразных») [Тектология,
кн. 1, с. 113]. Таким образом, «там, где мы наблюдаем в природе
“целесообразность”, на самом деле никакого “сообразования” с чьими бы то ни
было “целями” нет, а имеется результат вполне стихийных процессов, автоматически
регулируемых разрушением всего неприспособленного к среде, всего, что в ее
данных условиях неустойчиво, непрочно» [Тектология,
кн. 2, с. 289]. А это, в свою очередь, означает, что содержание термина
«объективная целесообразность» в тектологическом
смысле полностью охватывается понятием
«подбор». Следовательно, в тектологии это излишний термин, и самая краткая его
формулировка будет такова: объективная целесообразность – это и процесс, и результат подбора. Целесообразность субъективная — чисто тектологическое понятие, выражающее более
усовершенствованное, «более организационное», с точки зрения субъекта, соотношение
элементов в системе, т.е. такое, которое более соответствует его потребности,
его «целям» [Тектология,
кн. 1, с. 48]. Целое — с организационной
точки зрения «есть система активностей, развертывающихся в определенной
среде в непрерывном взаимодействии с нею», причем каждая ее часть «находится в
определенном функциональном отношении к целому», а вся их функционально согласованная
совокупность приобретает свойства, не
присущие частям в отдельности [Тектология, кн. 1, с. 274]. В тектологии понятие целого – это
«основная характеристика организации» [Тектология,
кн. 2, с. 308]. Таким образом, целое – это всегда сложная форма, т.е. некая «совокупность форм элементарных в их взаимных
отношениях» [Основные элементы, с. 49]. Целомудрие — целостное мышление
и целостность мышления. В сознательной
фазе социогенеза
их естественный синтез выражает тектология,
поэтому современное понимание этого термина можно выразить кратко: целомудрие –
это тектология. Целостное (цельное) мировоззрение — стройная
познавательная организация индивидуального
опыта, при которой все имеющиеся в
нем познавательные комплексы взаимно приспособлены один к другому. Целостность — внутреннее
организационное единство всех элементов
комплекса, придающее новые свойства
всему комплексу, не присущие
составляющим его элементам [Тектология, кн. 1, с.
114-117]. Возникновение новых свойств есть результат «общей ориентировки активностей»
комплекса, т.е. результат возникновения между его элементами синергии [Тектология,
кн. 1, с. 150]. Цель — это объективная
направленность активности. В
частности, если речь идет о человеческой активности, то субъективное представление цели, т.е. субъективное
представление человека о
направленности собственной деятельности,
может не совпадать с объективной тенденцией
его усилий. Даже в коллективе, у
членов которого представление цели может быть «до мельчайших частностей
одинаковым, а сотрудничества и организованности все-таки не будет, раз нет
налицо общей ориентировки активностей: люди тогда “независимо” друг от друга преследуют
одинаковую цель, а совокупный результат их действий окажется не больше простой
суммы индивидуально достигаемых результатов (а часто и меньше этой суммы)» [Тектология, кн. 1, с. 150]. Синергию в коллективе может породить только общая цель, т.е. не просто объективная, но и общая ориентировка
усилий. Цель
войны — «ограбление слабейших»
[Воззвание Московского Совета рабочих депутатов, с. 80]. Цель
критики — «выяснение объективной
истины», а не удовлетворение частных интересов
критикующего. Необходимое условие добросовестной и доброкачественной критики,
когда «она возможна, законна и способна достигать своей цели», – это «понимание объекта критики» [Тектология, кн. 2, с. 283-284]. Цель тектологии — с
помощью всеобщей методологии «научно
организовать жизнь в целом» [Тектология, кн. 1, с.
297]. Цель
труда — «индивидуальное потребление
(точнее, сохранение общества в лице особей)». Всем своим содержанием всякий общественно-полезный труд сводится лишь
к тому, чтобы с помощью ряда изменений,
производимых в элементах внешней природы, превратить их в средства потребления [Основные элементы,
с. 186]. Первоначально цель труда существует
«как определенная психическая комбинация
– “представление” в сознании трудящегося», затем «посредством труда эта цель,
эта психическая комбинация “реализуется”, представление превращается в действительность,
в физический опыт. И труд потому может выполнить это чудо, что сам он есть
именно социальная практика в ее основной форме, всегда социальная, хотя бы это был труд одного, отдельного работника» [Философия
современного естествоиспытателя, с.128]. См. социальность труда. Цена — «меновая ценность, выраженная в денежной форме», т.е.
выраженная некоторым количеством определенного «товара, выступающего в роли денег».
Таким всеобщим товаром в истории развития обмена были скот,
пушнина, кожа, соль, бобы, какао, пряности, раковины, янтарь, железо, медь,
серебро, золото и т.п. до современных валют
включительно [Краткий курс экономической науки, с. 52-53]. Цена производства
— цена товара, «выравненная
конкуренцией по расчету средней прибыли». На рынке всякий «отдельный товар продается не по трудовой стоимости, а
выше или ниже ее. То, что выигрывается на цене одних товаров, проигрывается на
цене других. Только в общем и среднем, не для отдельного товара, а для всего
общественного продукта цены вполне соответствуют его трудовой стоимости» [Краткий
курс экономической науки, с. 153]. Ценность — социальная значимость комплекса, действительной основой которой является «социально
направленный труд людей». Например, «техническая ценность продуктов,
становящаяся на место фетиша меновой ценности, есть кристаллизованное в них количество
социально-трудовой энергии людей»; «познавательная ценность идей есть способность
повышать сумму социально-трудовой энергии, планомерно определяя, “организуя”
приемы и способы человеческой деятельности»; «“нравственная” ценность человеческого
поведения имеет своим содержанием повышение социально-трудовой энергии путем
гармонического объединения и сплочения деятельности людей, путем “организации” ее
в направлении максимума солидарности» [Эмпириомонизм, с. 324]. Ценность
метода — социальная значимость метода, определяемая его фактической результативностью.
Критерий истины – практика, поэтому о
ценности тех или иных методов судят
по «их реальной применимости», по «успешности или неуспешности
решения задач с их помощью» [Тектология, кн. 2, с.
295]. Центр — сокращенный вариант термина «центральный комплекс», или просто эгрессор. Централизованный
коллектив — «организация несравненно
более широкая по своим функциям, чем современное государство, ибо она должна
охватить всю экономическую жизнь человечества»; с организационной точки зрения – это контрдифференциация всех
индивидуалистических организаций,
существующих в мировом хозяйстве [Тектология, кн. 2, с. 76]. «Централистическая» связь — см. эгрессия. Централистический
комплекс — см. эгрессивный комплекс. Центральная
дегрессия — это внутрисистемный
«центр, но не эгрессивный», поскольку «его
объединяющая роль основана не на высшей его организованности, а на его большей
устойчивости, прочности». Например, такой дегрессивный комплекс, как символ,
«не выше организован, чем любое из объединенных им представлений; стоит только
сравнить хотя бы то же слово “человек” с конкретным психическим образом
человека: первое – незначительный комплекс иннервационных
(мускульно-двигательных) и звуковых элементов, второй – сложнейшее сочетание
элементов, зрительных, тактильных, иннервационных и
всяких иных» [Тектология, кн. 2, с. 131]. Центральная
нервная система (ЦНС) — эгрессивная система в живом организме, осуществляющая сложные высокодифференцированные реакции
на воздействия внешней среды, т.е.
главная и самая важная система адаптации высокоорганизованной особи, начиная
от ресничных червей и кончая человеком,
«ужасным порождением» цефализации,
поскольку в человеческом организме
ЦНС уже и есть собственно сам «человек». Центральный комплекс — это комплекс с доминирующей тектологической функцией,
который имеет преобладающее влияние на другие структурно от него зависимые комплексы;
иными словами, это «главный, выше организованный, комплекс эгрессивной
системы», или «просто ее центр» [Тектология, кн. 2,
с. 101, 109]. Центр сознания — это исключительно «только
“высшие” центры нервной системы, “низшие” же – спинно-мозговые, ганглиозные, субкортикальные – все или отчасти – служат
центрами “бессознательных” реакций». Вполне понятно, «что с эмпириомонистической
точки зрения тут не может быть и речи об абсолютно-бессознательном, что дело сводится
к некоторой реальной отдельности
низших ассоциативных координаций от главной». Так например, «при трудовых
процессах низшие центры нервной системы являются ближайшим источником той
иннервации, которая приводит в движение мускульный аппарат», а «высшие центры в
сфере “произвольных” действий играют по отношению к низшим двигательным центрам
роль приблизительно разряжающей их гальванической батареи – дают толчок,
ведущий к освобождению накопленной потенциальной энергии последних» [Эмпириомонизм,
с. 199]. Цепная ассимиляция-дезассимиляция — это цепная взаимная передача активностей
одних частей системы другим, функционально их дополняющим. Вся система
производства основывается на такой последовательности взаимодополнительных
связей, которая присутствует практически в каждой сколько-нибудь отдельной
части этой системы. Например, «топор, пила функционально дополняют своими
активностями, скрытыми в их материальной форме, человеческий орган – руку и от
нее получают, “усваивают” активности своего
действия, применения», но и «в самом топоре или в пиле каждая часть приспособляется
к другим так, чтобы они все функционально дополняли друг друга путем взаимной
передачи, т.е. цепной ассимиляции-дезассимиляции
активностей» [Тектология, кн. 2, с. 21]. Цепная дегрессия — ступенчатая связь между
различными формами защиты одного и того же пластичного
содержания, т.е. «матрешечная» система
неоднородных дегрессий. Например, формирующийся в утробе матери организм
младенца защищает последовательно взаимосвязанный ряд дегрессий: его кожа –
утроба матери – организм матери – ее одежда – ее жилище – нормы
социальной защиты материнства и т.д. Цепная ингрессия
—
непрерывная последовательность ингрессий между
объединяемыми комплексами. Поскольку способ объединения ингрессией есть «частный прием создания цепной связи», а
любое общее звено между комплексами можно рассматривать как связку, то
цепная ингрессия по своей сути является «всеобщей
формой цепной связи». Следовательно, нет существенной разницы между цепной
связью и цепной ингрессией: все зависит от точки
зрения на общие звенья конъюгатов: тектолог «имеет право в своем организационном
анализе разлагать комплексы, как ему требуется» и рассматривать все общие
звенья как отдельные связующие комплексы, т.е. ингрессоры
[Тектология, кн. 1, с. 161]. Более того, тектология рассматривает любую выделенную цепь ингрессий как частный случай мировой ингрессии. Цепная связь — это «всякое объединение комплексов посредством общих
звеньев», которое может «неограниченно развертываться по самым различным
направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами». Например,
развертывание такой связи в обществе происходит следующим образом: «А с В
соединяют общие вкусы, В с С – общие задачи, С с D – общие несчастья и проч.: цепь извивается, переплетается,
спутывается с другой цепью, образует клубок, охватывая миллионы людей, из
которых огромное большинство не знают даже о существовании друг друга» [Тектология, кн.
1, с. 153]. «Всякая сложная система прочна и устойчива постольку,
поскольку она связана “цепной связью”, в которой каждая часть функционально
поддерживает другие. Таков живой организм, благоустроенное общество, правильно
устроенный механизм и т.д.». Цепная связь «означает те или иные пропорциональные соотношения». Если они
нарушаются, то вступает в силу закон
наименьших: «целое определяется наиболее слабым из своих необходимых
звеньев, той своей частью, которая функционально наиболее отстает от других» [От
философии к организационной науке, с. 117]. Цепная связь бывает двух родов: «однородная,
или симметричная, и неоднородная, или асимметричная». В одних случаях «цепная связь устанавливается лишь путем точного
исследования, с применением усовершенствованных методов», в других – «эти
звенья приходится дополнять даже теоретически, потому что вовсе не удается
сделать их непосредственно доступными нашим чувствам», например, физический
вакуум. Таким образом, цепная связь – это «форма нашего мышления об организованных комбинациях: мы
не можем представлять их иначе, как принимая наличность общих звеньев между их
различаемыми частями, и если таких звеньев не находим, то вынуждены
конструировать их мысленно» [Тектология, кн.
1, с. 154-155]. В современной научной литературе широкое распространение
получил термин «сеть», который
является более кратким синонимом однородной,
или симметричной цепной связи. Цепная устойчивость —
основной внутрисистемный принцип сохранения формы,
который гласит: всякая система прочна
и устойчива лишь постольку, поскольку структурно связана цепной связью, в силу которой каждый элемент ее комплекса и
каждый комплекс пропорционально соотносителен друг другу и в этой мере «функционально поддерживает другие», в противном
случае «на сцену выступает “закон наименьших” (Gesetz
der Minima): целое
определяется наиболее слабым из своих необходимых звеньев, той своей частью,
которая функционально наиболее отстает от других», другими словами, прочность цепной
внутрисистемной связи зависит от наименее крепкого ее звена [От философии к
организационной науке, с. 117]. Цепная эгрессия — необратимая связь между комплексами разного уровня организованности в
сложной системе матрешечного
типа, элементы ризомы
которой соединены по схеме матрешек; проще
говоря, сложная многостепенная эгрессия, у которой «есть один высший, общий центр» и каждая
группа элементов которой «непосредственно
связывается с одним ближайшим, а не с двумя или несколькими центрами»: например,
армия, в которой «ряд центральных
комплексов низшего порядка – командиров маленьких частей – объединяется центром
высшего порядка, начальником более крупной части; ряд таких центров – еще
высшим и т.д.». Такая многостепенная эгрессия
многократно концентрирует активности,
при этом каждая очередная ее степень усиливает их концентрацию на порядок: например,
как известно, «человек в состоянии поддерживать живое и стройное непосредственное сотрудничество при
сколько-нибудь сложной работе не более как с несколькими десятками человек, при
иных же видах труда и того меньше»; однако «если один способен руководить, положим,
даже всего десятью, то при двухстепенной эгрессии высший
руководитель, имея дело с десятью низшими, может руководить сотней человек; при
трехстепенной же тысячей и т.д.; цепная эгрессия из 6 звеньев тогда объединяет миллион, из 9
звеньев – миллиард». Более того, рассматриваемая в мировом масштабе цепная эгрессия есть, помимо всего прочего, один из основных способов
выживания человека в борьбе с
природой, позволяющий ему, «овладевая одними комплексами внешних активностей,
при посредстве их господствовать над другими» [Тектология,
кн. 2, с. 118, 114, 124]. Цепное
колебание — комплекс ритмических процессов,
связанных по принципу матрешек.
Например, человеческий организм насчитывает более 300 таких
психофизиологических колебательных процессов, которые, взаимодействуя друг с
другом и с колебательными процессами внешней
среды, образуют в совокупности некое сверхколебание
в виде цепной эгрессии. Цепной подбор — это
последовательность подбора в сложных системах от тектологически пограничных
группировок и связей к тектологически внутренним, поскольку «всякое изменение
системы имеет исходный пункт там, где она соприкасается с внешней средой» [Тектология, кн. 2, с. 156]. Будучи универсальным механизмом регуляции, цепной подбор
осуществляется не только по горизонтали: от одного организационного слоя к
другому, но и по вертикали: по матрешечной схеме (см.
принцип матрешек), т.е. от подбора в
объемлющей системе к подбору в объемлемой, например: подбор в космической среде регулирует геосферные
структуры, подбор в геосфере – биосферные, подбор в биосфере – антропосферные
и т.д. до подбора в социальной среде,
регулирующего все многообразие форм индивидуальной адаптации. Церковь — «идейная… организация господства высших классов» [Вопросы
социализма, с. 188]. Цефализация
(от греч. κεφαλή –
голова) — то же, что и цефалогенез. Цефалогенез
(от греч. κεφαλή –
голова и γένεσις –
происхождение) — необратимая тенденция
развития зоосферы,
приведшая к обособлению головы в отдельных ее биоформах (в организмах с двусторонней симметрией) и последующему росту мозга. Исторически этот процесс обусловлен тем, что передняя
часть организма, в которой расположены органы захвата пищи и ротовое отверстие,
первой вступает в контакт с внешней
средой, т.е. тектологически представляет собой ингрессивную связку организма с энергосферой. Поэтому именно
здесь концентрируются органы чувств и те отделы ЦНС, которые управляют этими
органами и образуют головной мозг, т.е. то, что в тектологии называется эгрессивным центром. Для защиты этих
высокоорганизованных и пластичных органов развились твердые наружные покровы у
беспозвоночных и череп у позвоночных,
т.е. дегрессивные комплексы. В научной литературе
используется синонимичный термин – цефализация. Цикл — рекуррентный тектологический акт, т.е. периодически повторяющийся во
времени процесс перехода тектологической формы в саму себя. Иначе говоря, цикл –
это самокопирование тектологической формы. Но
поскольку не существует абсолютно неизменной среды, то не существует и абсолютно идентичных копий, т.е. в природе нет идеального репликатора тектологических форм. Поэтому цикл – это колебание процесса адаптации в пределах наиболее оптимальной в данных условиях тектологической формы, оптимальность
которой устанавливается подбором,
сохраняющим или уничтожающим тектологическую
разность следующих друг за другом копий. Таким образом, если в ходе кризиса сменяющие друг друга тектологические акты становятся рекуррентными, то возникает
устойчивая тектологическая форма. Следует отметить,
что цикл – это элементарный организационный
процесс, поэтому всякий иной сложный организационный процесс представляет
собой систему циклов, или гиперцикл. Например, известный гиперцикл
углерода есть сложная эгрессивная система, в которой цикл органического
углерода является эгрессором,
а сопряженные с ним циклы неорганического углерода, углекислого газа,
кислорода, азота, серы, кальция, фосфора, железа, кремния и других –
периферическими циклами. При этом каждый из них, в свою очередь, тоже является
гиперциклом в системе уже других сопряженных с ним циклов, где он сам является эгрессором. С тектологической точки
зрения весь этот биогеохимический механизм
круговорота химических элементов и веществ представляет собой цепную эгрессию. Цикличность — это «повторение,
или, точнее, сходство, разделенных промежутками фаз какого-либо процесса».
Цикличность колоссально распространена в природе
и обществе: всякий процесс можно разложить на циклические,
т.е. «периодически-колебательные элементы, идет ли дело о сохранении живого
организма или атома, молекулярной системы или психического образа» [Тектология, кн. 2, с. 270]. Например, «все процессы жизни
цикличны, и для развивающейся жизни конец одного цикла переходит в начало
другого, высшего. Циклично и познание, которое тоже есть один из жизненных
процессов. И когда оно приходит к познанию
самого познания, когда, пройдя через ряд объектов восходящей сложности, оно
в конце этого ряда находит самого себя и таким путем возвращается к себе, – оно
завершает тем самым один из циклов своего развития. Это завершение есть в то же
время высшая форма проверки; и если в ней оно находит себе подтверждение, то с
тем большей уверенностью и ясностью начинает оно тогда новый цикл своего
развития» [Эмпириомонизм, с. 339]. Цикличный подбор —
это замкнутый цепной подбор. Пусть,
например, в системе производства
«произошло изменение в пограничных ее элементах»: на каком-нибудь предприятии «выработался
новый технический прием, новое орудие». Это влечет «соответственные экономические
перегруппировки» и «как новый опыт фиксируется в новых идеологических
комплексах: усовершенствование вносится в систему знания, науки». Но поскольку идеология «есть организационная среда
для всей экономики, всей техники», то цепной подбор начинает
идти в обратную сторону, т.е. «уже от новых идеологических комплексов», в
соответствии с которыми «начинает перестраиваться экономический и технический
процесс»: новый прием, новое орудие путем
практического или научного ознакомления распространяются на всю систему
производства [Тектология, кн. 2, с. 156]. ЦНС (центральная нервная система) — эгрессор
в системе адаптации живого организма к среде, имеющий необходимую, вполне достаточную, но, естественно,
«ограниченную чувствительность к передаваемым нервами раздражениям: для самых
слабых раздражений он слишком груб, чтобы на них реагировать, для самых сильных
обладает только одной предельной реакцией, очевидно, исчерпывающей запас его
специфической энергии данного рода, для остальных же в нем имеются достаточные
внутренние сопротивления, чтобы задерживать или рассеивать энергию раздражения
тем в большей мере, чем значительнее величина этой энергии» [Эмпириомонизм, с.
69].
|