Терминариум

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц

      

Царь с позиций тектологии эгрессор социальной системы в эпоху авторитаризма.

«Царь в голове» — в широком значении – это ум, разум, а в более определенном и строго научном – это тектология, ее прообраз в авторитарном мышлении, в котором еще в эпоху авторитаризма метафорически выразилось народное понимание главенствующего значения системообразующих концентрированных знаний в освоении, объединении и в конечном использовании личного опыта.

Царь природы — это звание по праву принадлежит человеку. В отличие от всех остальных представителей животного царства, имеющих для борьбы за жизнь «только органы их тела – лапы, когти, зубы, клювы», он – «единственное животное, которое делает орудия, дополняет свои природные органы как бы новыми искусственными. Одно это резко выделило человека из царства животных и позволило ему победить прежних царей природы, ее гигантов, далеко превосходящих его физическою силою» [Начальный курс политической экономии, с. 39].

Целесообразность объективная — это «результат мировой борьбы организационных форм», в которой одни формы разрушаются и исчезают, а другие сохраняются (последние принято считать «более целесообразными» в отличие от первых «менее целесообразных» или даже «нецелесообразных») [Тектология, кн. 1, с. 113]. Таким образом, «там, где мы наблюдаем в природе “целесообразность”, на самом деле никакого “сообразования” с чьими бы то ни было “целями” нет, а имеется результат вполне стихийных процессов, автоматически регулируемых разрушением всего неприспособленного к среде, всего, что в ее данных условиях неустойчиво, непрочно» [Тектология, кн. 2, с. 289]. А это, в свою очередь, означает, что содержание термина «объективная целесообразность» в тектологическом смысле полностью охватывается понятием «подбор». Следовательно, в тектологии это излишний термин, и самая краткая его формулировка будет такова: объективная целесообразность – это и процесс, и результат подбора.

Целесообразность субъективная чисто тектологическое понятие, выражающее более усовершенствованное, «более организационное», с точки зрения субъекта, соотношение элементов в системе, т.е. такое, которое более соответствует его потребности, его «целям» [Тектология, кн. 1, с. 48].

Целое — с организационной точки зрения «есть система активностей, развертывающихся в определенной среде в непрерывном взаимодействии с нею», причем каждая ее часть «находится в определенном функциональном отношении к целому», а вся их функционально согласованная совокупность приобретает свойства, не присущие частям в отдельности [Тектология, кн. 1, с. 274]. В тектологии понятие целого – это «основная характеристика организации» [Тектология, кн. 2, с. 308]. Таким образом, целое – это всегда сложная форма, т.е. некая «совокупность форм элементарных в их взаимных отношениях» [Основные элементы, с. 49].

Целомудрие — целостное мышление и целостность мышления. В сознательной фазе социогенеза их естественный синтез выражает тектология, поэтому современное понимание этого термина можно выразить кратко: целомудрие – это тектология.

Целостное (цельное) мировоззрение — стройная познавательная организация индивидуального опыта, при которой все имеющиеся в нем познавательные комплексы взаимно приспособлены один к другому.

Целостность — внутреннее организационное единство всех элементов комплекса, придающее новые свойства всему комплексу, не присущие составляющим его элементам [Тектология, кн. 1, с. 114-117]. Возникновение новых свойств есть результат «общей ориентировки активностей» комплекса, т.е. результат возникновения между его элементами синергии [Тектология, кн. 1, с. 150].

Цель — это объективная направленность активности. В частности, если речь идет о человеческой активности, то субъективное представление цели, т.е. субъективное представление человека о направленности собственной деятельности, может не совпадать с объективной тенденцией его усилий. Даже в коллективе, у членов которого представление цели может быть «до мельчайших частностей одинаковым, а сотрудничества и организованности все-таки не будет, раз нет налицо общей ориентировки активностей: люди тогда “независимо” друг от друга преследуют одинаковую цель, а совокупный результат их действий окажется не больше простой суммы индивидуально достигаемых результатов (а часто и меньше этой суммы)» [Тектология, кн. 1, с. 150]. Синергию в коллективе может породить только общая цель, т.е. не просто объективная, но и общая ориентировка усилий.

Цель войны — «ограбление слабейших» [Воззвание Московского Совета рабочих депутатов, с. 80].

Цель критики — «выяснение объективной истины», а не удовлетворение частных интересов критикующего. Необходимое условие добросовестной и доброкачественной критики, когда «она возможна, законна и способна достигать своей цели», – это «понимание объекта критики» [Тектология, кн. 2, с. 283-284].

Цель тектологии — с помощью всеобщей методологии «научно организовать жизнь в целом» [Тектология, кн. 1, с. 297].

Цель труда — «индивидуальное потребление (точнее, сохранение общества в лице особей)». Всем своим содержанием всякий общественно-полезный труд сводится лишь к тому, чтобы с помощью ряда изменений, производимых в элементах внешней природы, превратить их в средства потребления [Основные элементы, с. 186]. Первоначально цель труда существует «как определенная психическая комбинация – “представление” в сознании трудящегося», затем «посредством труда эта цель, эта психическая комбинация “реализуется”, представление превращается в действительность, в физический опыт. И труд потому может выполнить это чудо, что сам он есть именно социальная практика в ее основной форме, всегда социальная, хотя бы это был труд одного, отдельного работника» [Философия современного естествоиспытателя, с.128]. См. социальность труда.

Цена — «меновая ценность, выраженная в денежной форме», т.е. выраженная некоторым количеством определенного «товара, выступающего в роли денег». Таким всеобщим товаром в истории развития обмена были скот, пушнина, кожа, соль, бобы, какао, пряности, раковины, янтарь, железо, медь, серебро, золото и т.п. до современных валют включительно [Краткий курс экономической науки, с. 52-53].

Цена производствацена товара, «выравненная конкуренцией по расчету средней прибыли». На рынке всякий «отдельный товар продается не по трудовой стоимости, а выше или ниже ее. То, что выигрывается на цене одних товаров, проигрывается на цене других. Только в общем и среднем, не для отдельного товара, а для всего общественного продукта цены вполне соответствуют его трудовой стоимости» [Краткий курс экономической науки, с. 153].

Ценность — социальная значимость комплекса, действительной основой которой является «социально направленный труд людей». Например, «техническая ценность продуктов, становящаяся на место фетиша меновой ценности, есть кристаллизованное в них количество социально-трудовой энергии людей»; «познавательная ценность идей есть способность повышать сумму социально-трудовой энергии, планомерно определяя, “организуя” приемы и способы человеческой деятельности»; «“нравственная” ценность человеческого поведения имеет своим содержанием повышение социально-трудовой энергии путем гармонического объединения и сплочения деятельности людей, путем “организации” ее в направлении максимума солидарности» [Эмпириомонизм, с. 324].

Ценность метода — социальная значимость метода, определяемая его фактической результативностью. Критерий истины – практика, поэтому о ценности тех или иных методов судят по «их реальной применимости», по «успешности или неуспешности решения задач с их помощью» [Тектология, кн. 2, с. 295].

Центр — сокращенный вариант термина «центральный комплекс», или просто эгрессор.

Централизованный коллектив — «организация несравненно более широкая по своим функциям, чем современное государство, ибо она должна охватить всю экономическую жизнь человечества»; с организационной точки зрения – это контрдифференциация всех индивидуалистических организаций, существующих в мировом хозяйстве [Тектология, кн. 2, с. 76].

 «Централистическая» связь — см. эгрессия.

Централистический комплекс — см. эгрессивный комплекс.

Центральная дегрессия — это внутрисистемный «центр, но не эгрессивный», поскольку «его объединяющая роль основана не на высшей его организованности, а на его большей устойчивости, прочности». Например, такой дегрессивный комплекс, как символ, «не выше организован, чем любое из объединенных им представлений; стоит только сравнить хотя бы то же слово “человек” с конкретным психическим образом человека: первое – незначительный комплекс иннервационных (мускульно-двигательных) и звуковых элементов, второй – сложнейшее сочетание элементов, зрительных, тактильных, иннервационных и всяких иных» [Тектология, кн. 2, с. 131].

Центральная нервная система (ЦНС)эгрессивная система в живом организме, осуществляющая сложные высокодифференцированные реакции на воздействия внешней среды, т.е. главная и самая важная система адаптации высокоорганизованной особи, начиная от ресничных червей и кончая человеком, «ужасным порождением» цефализации, поскольку в человеческом организме ЦНС уже и есть собственно сам «человек».

Центральный комплекс — это комплекс с доминирующей тектологической функцией, который имеет преобладающее влияние на другие структурно от него зависимые комплексы; иными словами, это «главный, выше организованный, комплекс эгрессивной системы», или «просто ее центр» [Тектология, кн. 2, с. 101, 109].

Центр сознания — это исключительно «только “высшие” центры нервной системы, “низшие” же – спинно-мозговые, ганглиозные, субкортикальные – все или отчасти – служат центрами “бессознательных” реакций». Вполне понятно, «что с эмпириомонистической точки зрения тут не может быть и речи об абсолютно-бессознательном, что дело сводится к некоторой реальной отдельности низших ассоциативных координаций от главной». Так например, «при трудовых процессах низшие центры нервной системы являются ближайшим источником той иннервации, которая приводит в движение мускульный аппарат», а «высшие центры в сфере “произвольных” действий играют по отношению к низшим двигательным центрам роль приблизительно разряжающей их гальванической батареи – дают толчок, ведущий к освобождению накопленной потенциальной энергии последних» [Эмпириомонизм, с. 199].

Цепная ассимиляция-дезассимиляция — это цепная взаимная передача активностей одних частей системы другим, функционально их дополняющим. Вся система производства основывается на такой последовательности взаимодополнительных связей, которая присутствует практически в каждой сколько-нибудь отдельной части этой системы. Например, «топор, пила функционально дополняют своими активностями, скрытыми в их материальной форме, человеческий орган – руку и от нее получают, “усваивают” активности своего действия, применения», но и «в самом топоре или в пиле каждая часть приспособляется к другим так, чтобы они все функционально дополняли друг друга путем взаимной передачи, т.е. цепной ассимиляции-дезассимиляции активностей» [Тектология, кн. 2, с. 21].

Цепная дегрессия — ступенчатая связь между различными формами защиты одного и того же пластичного содержания, т.е. «матрешечная» система неоднородных дегрессий. Например, формирующийся в утробе матери организм младенца защищает последовательно взаимосвязанный ряд дегрессий: его кожа – утроба матери – организм матери – ее одежда – ее жилище – нормы социальной защиты материнства и т.д.

Цепная ингрессия — непрерывная последовательность ингрессий между объединяемыми комплексами. Поскольку способ объединения ингрессией есть «частный прием создания цепной связи», а любое общее звено между комплексами можно рассматривать как связку, то цепная ингрессия по своей сути является «всеобщей формой цепной связи». Следовательно, нет существенной разницы между цепной связью и цепной ингрессией: все зависит от точки зрения на общие звенья конъюгатов: тектолог «имеет право в своем организационном анализе разлагать комплексы, как ему требуется» и рассматривать все общие звенья как отдельные связующие комплексы, т.е. ингрессоры [Тектология, кн. 1, с. 161]. Более того, тектология рассматривает любую выделенную цепь ингрессий как частный случай мировой ингрессии.

Цепная связь это «всякое объединение комплексов посредством общих звеньев», которое может «неограниченно развертываться по самым различным направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами». Например, развертывание такой связи в обществе происходит следующим образом: «А с В соединяют общие вкусы, В с С – общие задачи, С с D – общие несчастья и проч.: цепь извивается, переплетается, спутывается с другой цепью, образует клубок, охватывая миллионы людей, из которых огромное большинство не знают даже о существовании друг друга» [Тектология, кн. 1, с. 153]. «Всякая сложная система прочна и устойчива постольку, поскольку она связана “цепной связью”, в которой каждая часть функционально поддерживает другие. Таков живой организм, благоустроенное общество, правильно устроенный механизм и т.д.». Цепная связь «означает те или иные пропорциональные соотношения». Если они нарушаются, то вступает в силу закон наименьших: «целое определяется наиболее слабым из своих необходимых звеньев, той своей частью, которая функционально наиболее отстает от других» [От философии к организационной науке, с. 117]. Цепная связь бывает двух родов: «однородная, или симметричная, и неоднородная, или асимметричная». В одних случаях «цепная связь устанавливается лишь путем точного исследования, с применением усовершенствованных методов», в других – «эти звенья приходится дополнять даже теоретически, потому что вовсе не удается сделать их непосредственно доступными нашим чувствам», например, физический вакуум. Таким образом, цепная связь – это «форма нашего мышления об организованных комбинациях: мы не можем представлять их иначе, как принимая наличность общих звеньев между их различаемыми частями, и если таких звеньев не находим, то вынуждены конструировать их мысленно» [Тектология, кн. 1, с. 154-155]. В современной научной литературе широкое распространение получил термин «сеть», который является более кратким синонимом однородной, или симметричной цепной связи.

Цепная устойчивость — основной внутрисистемный принцип сохранения формы, который гласит: всякая система прочна и устойчива лишь постольку, поскольку структурно связана цепной связью, в силу которой каждый элемент ее комплекса и каждый комплекс пропорционально соотносителен друг другу и в этой мере «функционально поддерживает другие», в противном случае «на сцену выступает “закон наименьших” (Gesetz der Minima): целое определяется наиболее слабым из своих необходимых звеньев, той своей частью, которая функционально наиболее отстает от других», другими словами, прочность цепной внутрисистемной связи зависит от наименее крепкого ее звена [От философии к организационной науке, с. 117].

Цепная эгрессия необратимая связь между комплексами разного уровня организованности в сложной системе матрешечного типа, элементы ризомы которой соединены по схеме матрешек; проще говоря, сложная многостепенная эгрессия, у которой «есть один высший, общий центр» и каждая группа элементов которой «непосредственно связывается с одним ближайшим, а не с двумя или несколькими центрами»: например, армия, в которой «ряд центральных комплексов низшего порядка – командиров маленьких частей – объединяется центром высшего порядка, начальником более крупной части; ряд таких центров – еще высшим и т.д.». Такая многостепенная эгрессия многократно концентрирует активности, при этом каждая очередная ее степень усиливает их концентрацию на порядок: например, как известно, «человек в состоянии поддерживать живое и стройное непосредственное сотрудничество при сколько-нибудь сложной работе не более как с несколькими десятками человек, при иных же видах труда и того меньше»; однако «если один способен руководить, положим, даже всего десятью, то при двухстепенной эгрессии высший руководитель, имея дело с десятью низшими, может руководить сотней человек; при трехстепенной же тысячей и т.д.; цепная эгрессия из 6 звеньев тогда объединяет миллион, из 9 звеньев – миллиард». Более того, рассматриваемая в мировом масштабе цепная эгрессия есть, помимо всего прочего, один из основных способов выживания человека в борьбе с природой, позволяющий ему, «овладевая одними комплексами внешних активностей, при посредстве их господствовать над другими» [Тектология, кн. 2, с. 118, 114, 124].

Цепное колебаниекомплекс ритмических процессов, связанных по принципу матрешек. Например, человеческий организм насчитывает более 300 таких психофизиологических колебательных процессов, которые, взаимодействуя друг с другом и с колебательными процессами внешней среды, образуют в совокупности некое сверхколебание в виде цепной эгрессии.

Цепной подбор — это последовательность подбора в сложных системах от тектологически пограничных группировок и связей к тектологически внутренним, поскольку «всякое изменение системы имеет исходный пункт там, где она соприкасается с внешней средой» [Тектология, кн. 2, с. 156]. Будучи универсальным механизмом регуляции, цепной подбор осуществляется не только по горизонтали: от одного организационного слоя к другому, но и по вертикали: по матрешечной схеме (см. принцип матрешек), т.е. от подбора в объемлющей системе к подбору в объемлемой, например: подбор в космической среде регулирует геосферные структуры, подбор в геосфере – биосферные, подбор в биосфереантропосферные и т.д. до подбора в социальной среде, регулирующего все многообразие форм индивидуальной адаптации.

Церковь — «идейная… организация господства высших классов» [Вопросы социализма, с. 188].

Цефализация (от греч. κεφαλή – голова) — то же, что и цефалогенез.

Цефалогенез (от греч. κεφαλή – голова и γένεσις – происхождение) — необратимая тенденция развития зоосферы, приведшая к обособлению головы в отдельных ее биоформахорганизмах с двусторонней симметрией) и последующему росту мозга. Исторически этот процесс обусловлен тем, что передняя часть организма, в которой расположены органы захвата пищи и ротовое отверстие, первой вступает в контакт с внешней средой, т.е. тектологически представляет собой ингрессивную связку организма с энергосферой. Поэтому именно здесь концентрируются органы чувств и те отделы ЦНС, которые управляют этими органами и образуют головной мозг, т.е. то, что в тектологии называется эгрессивным центром. Для защиты этих высокоорганизованных и пластичных органов развились твердые наружные покровы у беспозвоночных и череп у позвоночных, т.е. дегрессивные комплексы. В научной литературе используется синонимичный термин – цефализация.

Цикл — рекуррентный тектологический акт, т.е. периодически повторяющийся во времени процесс перехода тектологической формы в саму себя. Иначе говоря, цикл – это самокопирование тектологической формы. Но поскольку не существует абсолютно неизменной среды, то не существует и абсолютно идентичных копий, т.е. в природе нет идеального репликатора тектологических форм. Поэтому цикл – это колебание процесса адаптации в пределах наиболее оптимальной в данных условиях тектологической формы, оптимальность которой устанавливается подбором, сохраняющим или уничтожающим тектологическую разность следующих друг за другом копий. Таким образом, если в ходе кризиса сменяющие друг друга тектологические акты становятся рекуррентными, то возникает устойчивая тектологическая форма. Следует отметить, что цикл – это элементарный организационный процесс, поэтому всякий иной сложный организационный процесс представляет собой систему циклов, или гиперцикл. Например, известный гиперцикл углерода есть сложная эгрессивная система, в которой цикл органического углерода является эгрессором, а сопряженные с ним циклы неорганического углерода, углекислого газа, кислорода, азота, серы, кальция, фосфора, железа, кремния и других – периферическими циклами. При этом каждый из них, в свою очередь, тоже является гиперциклом в системе уже других сопряженных с ним циклов, где он сам является эгрессором. С тектологической точки зрения весь этот биогеохимический механизм круговорота химических элементов и веществ представляет собой цепную эгрессию.

Цикличность — это «повторение, или, точнее, сходство, разделенных промежутками фаз какого-либо процесса». Цикличность колоссально распространена в природе и обществе: всякий процесс можно разложить на циклические, т.е. «периодически-колебательные элементы, идет ли дело о сохранении живого организма или атома, молекулярной системы или психического образа» [Тектология, кн. 2, с. 270]. Например, «все процессы жизни цикличны, и для развивающейся жизни конец одного цикла переходит в начало другого, высшего. Циклично и познание, которое тоже есть один из жизненных процессов. И когда оно приходит к познанию самого познания, когда, пройдя через ряд объектов восходящей сложности, оно в конце этого ряда находит самого себя и таким путем возвращается к себе, – оно завершает тем самым один из циклов своего развития. Это завершение есть в то же время высшая форма проверки; и если в ней оно находит себе подтверждение, то с тем большей уверенностью и ясностью начинает оно тогда новый цикл своего развития» [Эмпириомонизм, с. 339].

Цикличный подбор — это замкнутый цепной подбор. Пусть, например, в системе производства «произошло изменение в пограничных ее элементах»: на каком-нибудь предприятии «выработался новый технический прием, новое орудие». Это влечет «соответственные экономические перегруппировки» и «как новый опыт фиксируется в новых идеологических комплексах: усовершенствование вносится в систему знания, науки». Но поскольку идеология «есть организационная среда для всей экономики, всей техники», то цепной подбор начинает идти в обратную сторону, т.е. «уже от новых идеологических комплексов», в соответствии с которыми «начинает перестраиваться экономический и технический процесс»: новый прием, новое орудие путем практического или научного ознакомления распространяются на всю систему производства [Тектология, кн. 2, с. 156].

ЦНС (центральная нервная система) эгрессор в системе адаптации живого организма к среде, имеющий необходимую, вполне достаточную, но, естественно, «ограниченную чувствительность к передаваемым нервами раздражениям: для самых слабых раздражений он слишком груб, чтобы на них реагировать, для самых сильных обладает только одной предельной реакцией, очевидно, исчерпывающей запас его специфической энергии данного рода, для остальных же в нем имеются достаточные внутренние сопротивления, чтобы задерживать или рассеивать энергию раздражения тем в большей мере, чем значительнее величина этой энергии» [Эмпириомонизм, с. 69].

 

 

eXTReMe Tracker