Терминариум

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

      

«Я» (эгокомплекс) — это «сложнейший комплекс жизненно важных комбинаций, по преимуществу эмоциональных и волевых, вообще тех, которые стоят в наиболее тесной связи с самосохранением организма»; причем в системе психического опыта это не только сложнейший, но и самый устойчивый комплекс переживаний, который настолько прочно связан со всеми остальными, что его «разрушение или выпадение сразу дезорганизует всю систему» [Эмпириомонизм, с. 12, 44]; с позиций адаптации – это «приспособление для индивидуальной борьбы за жизнь, и потому только в индивидуалистическом обществе, каково современное, оно для каждой личности становится центром опыта, резко отделяющим ее “психический мир” от психического мира других людей» [Эмпириомонизм, с. 36]. Однако «если считать субъектом познания отдельное “я”, то нет никаких принципиальных препятствий к тому, чтобы признать весь мир сложной и развитой всесторонне-систематизированной галлюцинацией» [Философия живого опыта, с. 220].

Явление — это организационный процесс, который в зависимости от выбранной точки зрения может быть либо организующим, либо дезорганизующим [Тектология, кн. 1, с. 71-72]. В этом смысле «перед тектологией, как перед математикой, ее раньше развившейся частью, все явления равны» [Тектология, кн. 1, с. 130].

Язык — это идеология, точнее, «основная из организующих социально-идеологических форм» [О пролетарской культуре, с. 328], т.е. то первичное и главное «организационное орудие, посредством которого координируется человеческая деятельность во всех ее проявлениях». Язык «соотносителен всей этой деятельности в полном ее объеме, он всю ее выражает; она – тот деятель подбора, которым определяется развитие языка» [Тектология, кн. 2, с. 60]; более того, поскольку он – системообразующая «часть общественного сознания», то «иногда в нем есть скрытое решение вопросов, которых не в силах разрешить отдельные ученые» [Наука об общественном сознании, с. 330]. С тектологической точки зрения язык – основная форма социальной дегрессии. Поэтому любая общественная дифференциация порождает, соответственно, и дифференциацию языка, а поскольку он – «первичная и главная организующая форма для сотрудничества людей», то развитие национальных языков является «огромным препятствием, замедляющим процесс выработки общечеловеческой организации». Именно по этой причине возникает «тенденция к единому языку человечества», который возможен «только на основе реального, практического единства жизни всех рас и наций, и только как результат живого коллективного их творчества». Выработку единого языка завершит «развитый коллективистический строй», причем достигнутое «единство языка будет громадным сбережением социальной энергии в деле организации труда» [Курс политической экономии, т. 2, с. 198-199].

Языкознаниенаука о законах строения и функционирования человеческого языка; исторически ранее всех развившаяся часть идеологической науки.

Язык тектологии — это общенаучный язык, который «вынуждается единством организационных методов или форм и выражает его» [Тектология, кн. 1, с. 103].

 

 

eXTReMe Tracker