|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
Я
«Я» (эгокомплекс) — это «сложнейший
комплекс жизненно важных комбинаций, по преимуществу эмоциональных и волевых,
вообще тех, которые стоят в наиболее тесной связи с самосохранением организма»;
причем в системе психического опыта это
не только сложнейший, но и самый устойчивый комплекс
переживаний, который настолько прочно связан со всеми остальными, что его «разрушение
или выпадение сразу дезорганизует всю систему» [Эмпириомонизм, с. 12, 44]; с позиций адаптации
– это «приспособление для индивидуальной борьбы за жизнь, и потому
только в индивидуалистическом обществе, каково современное, оно для
каждой личности становится центром опыта, резко отделяющим ее “психический мир”
от психического мира других людей» [Эмпириомонизм, с. 36]. Однако «если считать
субъектом познания отдельное “я”, то нет никаких принципиальных препятствий к
тому, чтобы признать весь мир сложной и развитой
всесторонне-систематизированной галлюцинацией» [Философия живого опыта, с.
220]. Явление — это организационный процесс, который в
зависимости от выбранной точки зрения может быть либо организующим, либо дезорганизующим [Тектология, кн.
1, с. 71-72]. В этом смысле «перед тектологией, как
перед математикой, ее раньше развившейся частью, все явления равны» [Тектология, кн. 1, с. 130]. Язык — это идеология, точнее, «основная из
организующих социально-идеологических форм» [О пролетарской культуре, с. 328],
т.е. то первичное и главное «организационное орудие, посредством которого
координируется человеческая деятельность во всех ее проявлениях». Язык «соотносителен всей этой
деятельности в полном ее объеме, он всю ее выражает; она – тот деятель подбора,
которым определяется развитие языка» [Тектология, кн.
2, с. 60]; более того, поскольку он – системообразующая
«часть общественного сознания», то
«иногда в нем есть скрытое решение вопросов, которых не в силах разрешить
отдельные ученые» [Наука об общественном сознании, с. 330]. С тектологической точки зрения язык – основная форма социальной дегрессии. Поэтому любая
общественная дифференциация порождает, соответственно, и дифференциацию языка,
а поскольку он – «первичная и главная организующая форма для сотрудничества
людей», то развитие национальных языков является «огромным препятствием,
замедляющим процесс выработки общечеловеческой организации». Именно по этой
причине возникает «тенденция к единому
языку человечества», который возможен «только на основе реального,
практического единства жизни всех рас и наций, и только как результат живого коллективного
их творчества». Выработку единого языка завершит «развитый коллективистический
строй», причем достигнутое «единство языка будет громадным сбережением
социальной энергии в деле организации труда» [Курс политической экономии, т. 2,
с. 198-199]. Языкознание — наука о законах строения и функционирования человеческого языка; исторически ранее всех развившаяся часть идеологической науки. Язык тектологии — это общенаучный
язык, который «вынуждается
единством организационных методов или форм и выражает его» [Тектология, кн. 1, с.
103].
|