|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
ЭЛЕМЕНТЫ ОПЫТА
Элементы опыта — исходное понятие эмпириомонизма, означающее простейший неделимый опыт, т.е. те его непосредственные данности, которые по принципу экономии мышления объединяются в комплексы и которые как для психического, так и для физического опыта одни и те же: «цвета, тоны, пространственные элементы, элементы твердости, тепловые и т.д.»; при этом психический комплекс отличается от физического только связью: в первом случае это ассоциативная связь, а во втором – объективно-закономерная [Страна идолов, с. 235-236]. «Бесконечный поток опыта, из которого кристаллизируется познание, представляет в своем целом не только очень грандиозную, но и очень пеструю картину. Разлагая шаг за шагом это целое, анализ переходит от более крупных его частей ко все более и более мелким и достигает наконец некоторой границы, где разложение дальше не удается. Здесь лежат элементы опыта»[Эмпириомонизм, с. 6]. Они – «как бы кирпичи, из которых строится мировоззрение. Обыкновенный кирпич есть не что иное, как некоторое количество глины, выделанное и обработанное трудом; глина – это “материя”, это – “сопротивление”; кирпичом ее делает усилие людей, направленное на это сопротивление. Как вся действительность сводится к сумме усилий и сопротивлений, так и кирпич – определенная часть ее – есть кристаллизованное сочетание социально-трудового усилия и природного сопротивления. То же вполне применимо и ко всякому элементу опыта. Кирпич сам является таким элементом, пока его не разложили дальше, не обособили его составных частей и свойств. Но чтобы это сделать – каждый раз необходимо новое усилие, которым преодолевается новое сопротивление». Так и всякий элемент опыта – это «продукт прежней и новой работы», и «как бы далеко ни шло разложение опыта на меньшие и меньшие элементы, вплоть до бесконечно-малых, – каждый из них все-таки будет и кристаллизованным усилием и побежденным сопротивлением, – каждый будет сохранять коллективно-трудовой характер». Таким образом, элемент опыта – это «продукт общественной работы, воплощенной в познании; он создается на основе общественной потребности в разграничении разнообразных условий и частей этой работы», прежде всего физической, а затем мысленной. Поскольку «опыт анализируется самым различным образом» и согласно задачам анализа «в его содержании выделяются те или иные части», то элементами могут быть «и действия, и вещи, и свойства; и кирпич, и красный цвет, и водород, и клетка; наконец, даже атом и монада». При этом никакое деление опыта не имеет «окончательного, абсолютного значения», так как его «элементы всецело соотносительны поставленной задаче, практической или познавательной» [Философия живого опыта, с. 216-218]. Более того, с позиций эмпириомонизма «различия элементов исчезают в единстве отношений», и на место мира элементов выступает мир отношений, в котором «стройность достигается путем целесообразной группировки комплексов – их разграничений и соединений соответственно требованиям наименьших противоречий и наибольшей гармонии» [Эмпириомонизм, с. 33, 32].
|