Терминариум

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭМПИРИОМОНИЗМ

 

      Эмпириомонизм (от греч. εμπειρία – опыт и μόνοϛ – единственный, один) — это, с одной стороны, «организационная философия» единого опыта, представляющая собой «этап на пути к организационной науке» [От философии к организационной науке, с. 115], проще говоря, это философские основы тектологии; а с другой стороны, теория опыта как единой и единственной реальности, с которой имеет дело человек, т.е. учение о единстве элементов опыта, попытка свести все наблюдаемое эмпирическое разнообразие к различным формам организации и построить на этой основе монистическую методологию, охватывающую не только все сферы познания, но и все виды практической деятельности людей. Таким образом, эмпириомонизм, будучи «уже не вполне философией, а переходной формой» от философии к тектологии, которая уже философией не является [Философия живого опыта, с. 255], представляет собой по существу философское предвосхищение научной, т.е. эмпирически проверяемой, теории всеобщего характера. Задача эмпириомонизма – преодолеть «дуализм связи опыта», психического и физического [Эмпириомонизм, с. 227]. Требуемое единство миропонимания достигается единством познавательного метода: «познание отвлекается от способов непосредственного восприятия, и на место мира “элементов” в нем выступает мир отношений», тогда «различия элементов исчезают в единстве отношений, и цельность познания восстанавливается. Но при этом теряет свой смысл и самое противопоставление “физического” и “психического”. Опыт, организованный индивидуально, входит в систему опыта, организованного социально, как его нераздельная часть, и перестает составлять особый мир для познания. “Психическое” исчезает в объединяющих формах, созданных познанием для “физического”, но и физическое перестает быть “физическим”, как только у него нет его постоянной антитезы – психического. Единый мир опыта выступает как содержание для единого познания. Это – эмпириомонизм» [Эмпириомонизм, с. 33]. Таким образом, сущность и единство эмпириомонизма в «социально-трудовом миропонимании», откуда вытекают все его отличительные особенности: а) «новая форма причинной связи – социально-техническая» («на основе машинного производства с его многообразными превращениями сил складывается такая точка зрения, согласно которой всякое данное явление представляет для коллектива в его практике технический источник других явлений», причем «это соотношение становится типом и моделью связи причин с их следствиями»: «причина и следствие – одна и та же сумма энергии в двух последовательных фазах; они равны и принадлежат к одному непрерывному процессу в труде или опыте коллектива»); б) «новое понимание элементов опыта, чувственно-трудовое» («они – продукт социального усилия, в работе или в мышленьи; они обособляются в зависимости от практических потребностей, развиваются и накопляются с ростом и усложнением системы труда»); в) «устранение отвлеченного фетишизма из философских понятий объективности и субъективности» («объективным в опыте и мышленьи является социально-согласованное или, что то же, социально-организованное»; «физический опыт, который объективен, есть опыт социально-организованный; напротив, опыт психический, с его субъективным характером, есть лишь организованный индивидуально», причем это две «разные ступени организации опыта, между которыми существует непрерывность переходов»); г) «учение о социоморфизме мышления» («основу для методов познавательных дают методы практические»; «источником и моделью для связи понятий в познании служит связь элементов техники в производстве и экономическая связь между людьми»); д) «теория всеобщей подстановки» («схема подстановки произошла из отношения между высказываниями с одной стороны и их содержанием с другой, между символами и тем, что символизируется»; общая тенденция подстановки «направлена к замене меньшего и более организованного материала опыта более богатым и слабее организованным, т.е. дающим большую сумму комбинаций и легче поддающимся обработке»); е) в рамках схемы подстановки устанавливается соотношение «между физиологическими процессами мозга и подставляемыми под них психическими явлениями» («та сумма энергии, которая в опыте косвенном, продолженном является психикой, в непосредственном физическом опыте превращается для других людей в физиологические изменения мозга»; «тогда создается непрерывность подстановки по всей линии опыта, приводящая к монистической картине мира»); ж) «эта картина представляет нам вселенную как непрерывную цепь развития форм, переходящих путем борьбы и взаимодействия от низших ступеней организованности к высшим» (от наименее организованного эфира до «человеческого коллектива с его объективно-закономерной организацией опыта, которую он вырабатывает в своем труде – миростроительстве») [Философия живого опыта, с. 241-243]. Эмпириомонизм – третий способ осуществления монистической тенденции в области познания, достигший своего совершенства в тектологии – вершине научного монизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

eXTReMe Tracker