|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
ИСТИНА
Истина — «организующая форма человеческого опыта» [Вера и наука, с. 61], или «общественно-трудовой, кристаллизованный в понятиях, опыт» [Наука об общественном сознании, с. 386], т.е. общественно значимое суждение, которое «в деятельности не приводит к противоречию». Истина нужна человечеству как прочная и надежная основа для его деятельности, т.е. в конечном итоге – для борьбы человека с природой. Истина – «главное и лучшее орудие в этой борьбе». Она «рождается в деятельности познания и имеет своею целью дальнейшую деятельность, уже не только познавательную». Именно «в деятельности начало и конец, источник и внутренний смысл истины» [Основные элементы, с. 3]. Поскольку содержание опыта непрерывно расширяется, то изменяется и содержание знания, следовательно, истина меняется тоже: она исторична, т.е. относительна. Например: «взгляд на землю, как на неподвижный центр вселенной, был истиной для одного времени и заблуждением для другого». Критерий истины – это «подбор со стороны общественной среды, общественный подбор»: на статус истины может претендовать «лишь такая форма познания, которая общественно сохраняется, которая сохраняется не в отдельной психике, а в целой системе психик, связанных сотрудничеством» [Познание с исторической точки зрения, с. 188-189]. Истина всегда «имеет смысл и значение только в человеческой действительности, в человеческой практике», иными словами, «нет истины самой по себе, нет истины вне коллектива». Именно поэтому истина – это всегда «коллективный опыт, то, на чем основывается коллективная практика, это идеальное орудие коллективного труда» [Элементы пролетарской культуры, с. 65-66]. Однако то, что является истиной для одной социальной группы, может не быть ею для другой. Но такая относительность сохраняется лишь «до тех пор, пока общество рассматривается как простая совокупность различных жизненных процессов – индивидуальных, социально-групповых, пока не принимается во внимание общая закономерность социального развития, его объединяющая тенденция», которая «и является последним, наиболее объективным критерием истины». Истина всегда арогенична общественному развитию, его объединяющей тенденции: «истинны те формы познания, которые сохраняются и развиваются в ходе общественного развития – и в силу этого развития; ложны те, которые общественное развитие стремятся разрушить». Но «общественное развитие – не абсолютный закон природы, а только эмпирический факт», и «вопрос о наличности этого факта решается на поле борьбы общества с природой», при этом, если «энергия общественного целого возрастает, оно развивается; если энергия уменьшается, оно деградирует. Над подбором общественным стоит подбор всеобщий» – «высший судья», который «санкционирует истину общественного развития». Таким образом, относителен и историчен даже «последний, наиболее объективный критерий истины» – общественное развитие [Познание с исторической точки зрения, с. 190-191].
|