|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
ПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА
Первобытная община — в историческом развитии общества самая первая форма натурального хозяйства, представлявшая собой «небольшую группу – самое большее несколько десятков человек, связанных кровной родовой связью. В этой группе господствовало простое сотрудничество, и не было или были только ничтожные зародыши разделения труда. Каждая такая община составляла совершенно особое от других, подобных же групп, общество, ничем с ними не связанное. Никакой эксплуатации в ней не было», так как не было прибавочного труда: «все усилия людей были едва достаточны, чтобы поддержать свою жизнь среди грозных и враждебных сил природы», и «весь труд был только необходимым трудом». Не было по сути и присвоения, поскольку все добытое общими усилиями непосредственно и равномерно всеми и потреблялось: такие отношения принято называть «первобытным коммунизмом», который как форма организации был «необходимым следствием совершенно неразвитой, зародышевой техники труда. Орудий было очень мало, и только самые простые: сначала камень и палка, взятые прямо из внешней природы, потом их несложные сочетания – каменный топор, молот, копье с наконечником из осколка камня или острой кости. Даже уменье добывать огонь, это важнейшее орудие борьбы с природою, возникло скорее к концу этого периода жизни человечества». Земледелия и скотоводства не было, единственным источником пропитания была бродячая охота (т.е. собственно охота на мелких, иногда крупных животных и собирание диких плодов, зерен, съедобных корней и пр.), а поскольку она малоэффективна и требовала для прокормления людей большого пространства земли, то вполне естественно, что первобытная община была малочисленна: «если бы община разрослась хотя бы до 100-150 человек, ей пришлось бы раскидывать свой труд на такое огромное расстояние, что сохранить единство при всецело пешем передвижении было бы невозможно», поэтому община «распадалась на две еще раньше, чем достигала таких размеров, и обе новые расходились в разные стороны». В первобытной общине впервые зародилась человеческая речь, возникшая из трудовых криков. Поскольку не было прибавочного труда, «то не оставалось свободной энергии для развития, и жизнь застывала в одном и том же виде. Человечество находилось всецело под властью природы, и его развитие происходило так же стихийно, с неуловимой медленностью, в ряду многих и многих тысячелетий, как развитие животных в природе. Размножение порождало голод, голод заставлял людей переселяться; на новых местах сами собой, незаметно, вырабатывались новые приемы труда, которые прибавлялись к прежним и увеличивали опыт. Таким образом, нужда, страдание, необходимость все же вызывали, до невидимости слабый, прогресс жизни» [Начальный курс политической экономии, с. 39-42].
|