Терминариум

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРУД

 

      Труд (трудовая деятельность) — с тектологической точки зрения «не что иное, как бесконечная цепь кризисов С». Человеческие активности «как бы врываются в объекты природы, вступают во взаимодействия с их элементами; из конъюгации стихийного комплекса с комплексом трудовых усилий получается заранее известное предельное равновесие, новая форма – продукт». Основу такой целесообразной деятельности составляет принцип предельного равновесия: «человек предвидит то предельное равновесие, которое соответствует его потребности или желанию, и вводит свои усилия в конъюгационный ряд так, чтобы оно именно и получилось», а предвидит он, зная, что «чем более одинаков в разных случаях организационный материал и условия, в которых идут формирующие его процессы, тем более одинаковы должны быть предельные равновесия этих процессов – их организационные продукты». Тектологическое описание трудового акта следующее: зная, из каких комплексов, под какими воздействиями необходимый продукт получался, человек прилагает свои целесообразные усилия к внешним объектам, т.е. «нарушает тектологические границы объектов, вызывая желательный ряд кризисов C с надлежащими завершающими их D» [Тектология, кн. 2, с. 234-235]. Таким образом, труд – это основанная на принципе предельного равновесия целесообразная человеческая практика преобразующего характера, поскольку труд «ничего “не создает”, а только изменяет отношения предметов и их элементов» [Обмен и техника, с. 329]. В целом же как «сознательная борьба за существование», как «деятельность, направленная к достижению заранее сознанных целей» [Основные элементы, с. 147], это организующий процесс, объективный смысл которого в «организации мира для человека, в интересах его жизни и развития» [Тектология, кн. 1, с. 70], т.е. «труд в целом организует мир для человечества» [Философия живого опыта, с. 44-45]. С энергетической точки зрения, будучи «формой жизненной дезассимиляции», «труд есть затрата энергии, следовательно, – фактор отрицательного подбора» [Тектология, кн. 2, с. 184], в силу чего психологически («как источник иннервационных ощущений») он «сам по себе есть некоторое страдание» («приятный» труд «не следует понимать в том смысле, что трудовая затрата энергии может сама по себе быть удовольствием; нет, приятные раздражения, получаемые при процессе труда и благодаря ему, – не из самой затраты энергии, а из внешней среды, воздействующей на психическую систему, – могут перевешивать всю сумму страдания, какую труд, взятый в отдельности, из себя представляет»; если же такой труд «лишить всякой связи с его приятными результатами», то «он немедленно теряет характер удовольствия») [Основные элементы, с. 229-230]. Как интегральная тектологическая величина труд есть «активность всего человечества в исторической связи всех его поколений», как дифференциальная величина – человеческое усилие, преодолевающее какое-нибудь сопротивление. Подразделяясь на умственный и физический, на стадии стихийного социогенеза труд является принудительным, а на стадии сознательного – становится свободным; иначе говоря, в развитом «коллективистическом строе длина рабочего дня, подобно выбору занятий, из области принуждения переходит в область свободы. Труд есть потребность человеческого организма, паразитическое вырождение немыслимо в трудящемся коллективе; указания гигиены, с одной стороны, индивидуальные силы и склонности, с другой, вполне достаточны, чтобы целесообразно определить продолжительность той или иной работы для каждого производителя», и «центральному производственному аппарату остается тогда в этой области учитывать факты, но не предписывать нормы» [Вопросы социализма, с. 303]. Синоним – социальная практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

eXTReMe Tracker